Обзоры и прогнозы

Российский зерновой рынок не пострадает от санкций 06.10.2014

Российский зерновой рынок не пострадает от санкций

27 августа в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция президента Российского зернового союза (РЗС) Аркадия Злочевского «Экономические санкции: перспективы рынка зерна». Ее главными темами были прогноз урожая и экспорта зерна, влияние западных санкций на российский зерновой рынок, а также ситуация в зерновой отрасли Республики Крым.

По словам Злочевского, с полей уже убрано 75 млн тонн зерна, а общий объем урожая в текущем году может составить 104 млн тонн. Это второй показатель за всю историю (наивысший — 108 млн тонн — был в сезоне 2008–2009 гг.). Объем экспорта в текущем сезоне превысит 30 млн тонн — это рекордный показатель (предыдущий рекорд был 27,1 млн тонн в сезоне 2011–2012 гг.). Что касается главной зерновой культуры — пшеницы, то ее урожай в текущем году должен превысить 60 млн тонн, а экспорт будет не менее 22 млн тонн. Вместе с тем цены на зерно падают, и крестьяне могут придержать часть урожая в ожидании лучших цен. В этой связи государство решило осуществить закупки зерна (порядка 5 млн тонн). Закупки нужны в центральных регионах и особенно в Крыму. Что касается южных регионов (кроме Крыма), то они экспортно-ориентированные: там все излишки будут проданы за рубеж. Помимо объема урожая, стоимость зерна (в рублях) будет зависеть от дальнейших изменений курсов валют.

Что касается экономических санкций Запада, то, по словам Злочевского, никакого влияния на урожай они не оказали. Другое дело, что санкции против финансовых институтов могут косвенно повлиять и на зерновой рынок. Например, если они приведут к повышению стоимости кредитов, это увеличит и себестоимость сельхозпродукции. Однако это повышение будет компенсировано снижением цен ввиду хорошего урожая. Более того, Аркадий Леонидович отметил, что цена конечных продуктов в магазине зависит не столько от цены зернового сырья, сколько от целого ряда других факторов. Риск повышения стоимости продукции на прилавках имеется, но он будет связан не с повышением себестоимости сельхозпродукции, а с ограничениями на ввоз (то есть с ответными санкциями России). При этом президент РЗС сообщил, что по данным, которые представили региональные власти Дмитрию Медведеву, рост цен на продукты был, но незначительный (ниже уровня инфляции). Он также отметил, что по некоторым значимым позициям Россия отменила ограничения на ввоз; в частности, это касается семян, которые у нас в стране не производят.

Отвечая на вопрос о запущенных пашнях, Аркадий Леонидович сказал, что советская экстенсивная система земледелия была неэффективна; сейчас урожайность с гектара намного выше, чем была в СССР. Если все пашни вернуть в оборот и резко повысить производство, возникнут проблемы со сбытом, цены упадут, то есть крестьянам это не выгодно. Возможно, часть пашни вернуть бы хотелось, но пока на это не выделяются средства. Отвечая на вопрос о том, не лучше ли везти на экспорт не зерно, а продукты его переработки, президент РЗС подчеркнул, что зерновики готовы продавать их тому, кто предложит достойную цену. Продукты переработки зерна (мука, крупа) мало продаются на мировом рынке — все стараются развивать переработку у себя. Так, весь объем продаж муки на мировом рынке составляет 12 млн тонн, а мировой объем продаж зерна одной только пшеницы— 140 млн тонн. Еще недавно крупнейшим импортером муки был Узбекистан, однако в последние годы он построил у себя зерноперерабатывающие предприятия. По словам Злочевского, без экспорта зерна российское сельское хозяйство просто не выживет.

Злочевский.jpg

Говоря о ситуации в Крыму, президент РЗС отметил, что из-за введенных ограничений ни один корабль не хочет вставать в крымский порт под загрузку. Ситуация усугубляется тем, что большинство крымских юридических лиц формально до сих пор украинские — их перерегистрация под российскую юрисдикцию началась только в июле. Поэтому крымское зерно будет закупаться в интервенционный фонд с возможностью обратного выкупа. Правда, с обратным выкупом есть формально-юридическая проблема. Дело в том, что сельхозпроизводителями являются те, кто продает не менее 70% сельхозпродукции собственного производства. Если же более 30% реализуемой продукции где-то закуплено (в том числе в интервенционном фонде), то организация считается трейдером и лишается права на льготы для сельхозпроизводителей. Данную правовую коллизию надо разрешить в ближайшее время.

Аркадий Злочевский подтвердил возможность роста цен на продукты питания, однако давать прогноз цены батона и буханки хлеба через полгода он не стал. По мнению президента РЗС, преодолеть рост цен одними только административными мерами не удастся, но это можно сделать с помощью комплекса мер государственной поддержки импортозамещения. Отвечая на вопросы журналистов, Аркадий Леонидович подтвердил наличие серьезных проблем с хранением зерна (особенно не хватает сушильного оборудования), рассказал о перспективах экспорта российского зерна в Египет и в Бразилию. Говоря о ситуации с высококачественными сортами пшеницы (1-й и 2-й класс), он отметил, что в России их мало, но не из-за того, что мы не можем их выращивать, а потому, что российский потребитель пока не готов давать существенной ценовой премии за качество зерна.


Количество показов: 8793
Автор:  В.Лагутин

Возврат к списку


Материалы по теме: