Обзоры и прогнозы

Свиноводство 2018–2019.  Начало экспортной экспансии 13.08.2019

Свиноводство 2018–2019. Начало экспортной экспансии

ИНТЕРВЬЮ С ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЮЗА СВИНОВОДОВ (НСС) ЮРИЕМ КОВАЛЕВЫМ

— Президент России поставил перед АПК задачу достичь объемов экспорта в 45 млрд USD к 2024 году. Однако Вы, Юрий Иванович, в своем отчетном докладе на годовом собрании НСС поставили перед свиноводами не менее амбициозную цель — обеспечить в 4–5-кратном объеме рост экспорта к 2024 году и за 10-летний период уверенно войти в ТОП-5 мировых экспортеров свинины. Какова экономическая база для решения этих задач?

— В 2018 году Россия вышла практически на 100%-ную самообеспеченность по свинине. Произведено в убойном весе более 3,7 млн тонн. При этом импортировано 85 тыс. тонн, в то же время экспорт составил тоже 85 тыс. тонн. Доля импорта за последние годы снизилась с 40 до 3–5%, что практически освободило страну от физической и валютно-ценовой зависимости от ввозной свинины. Уровень 5–10% импорта всегда будет присутствовать в стране с открытой экономикой, встроенной в мировые глобальные рынки. Теперь, когда внешнеторговый баланс обнулен, внутренняя конкуренция резко возрастет. При этом дальнейший рост отечественного производства абсолютно невозможен без экспансии на внешние рынки. В 2018 году свиноводство было единственным сектором, который обеспечивал продолжение положительного тренда по общему приросту мяса с темпами около 2%.

Сохранились ли эти тенденции в первом полугодии 2019 года?

— К концу 2018-го — началу 2019 года окончательно сформировались концептуальные изменения базовых условий развития отрасли, которые стали определяющими на среднесрочный период. Первое из них связано с упрочнившейся тенденцией снижения оптовых цен на свинину. Второе — с гарантированным формированием более высокого, чем во все предыдущие (до 2018-го) годы, уровня цен на зерно. Третье — с прямой жесткой конкуренцией с мировыми грандами в производстве и экспорте свинины. Главный итог сложившейся ситуации — это, с одной стороны, насыщение внутреннего рынка, а с другой — потенциальная готовность свиноводческой индустрии к экспортной экспансии на ближайшие 5–10 лет. Без серьезного освоения основных экспортных рынков дальнейшее развитие отрасли не только неправильно, затруднительно и рискованно, но и стратегически недальновидно. Следует отметить, что в связи с открытием в этом году ввоза свинины из Бразилии импорт увеличился в 2 раза. Однако параллельно с этим идет рост на 15–20% экспорта продукции свиноводства, что вполне укладывается в наши прогнозы.

Какие хозяйства станут локомотивами экспортной экспансии?

— Мировой опыт доказал, что масштабирование бизнеса — оптимальный стратегический путь. Крупное производство способно обеспечить максимальное сокращение удельных производственных и непроизводственных расходов, что снижает себестоимость продукции и увеличивает ее конкурентоспособность. К концу 2020 года более 90% промышленных объемов свинины будет производиться на вновь построенных современных предприятиях, причем 3/4 из них уже выплатят основную часть кредитов и будут освобождены от существенной финансовой инвестнагрузки. Это резко повысит конкурентоспособность отрасли к моменту отмены квот и введения плоской пошлины на импортную свинину в 25% в 2020 году.

К 2022 году ТОП-20 наших предприятий нарастят объемы выпуска свинины до 75%, что будет соответствовать общемировым тенденциям. В целом планируется, что к концу 2022 года модернизация отрасли в основном завершится, а более 85% отечественных производителей по техническому и технологическому уровню будут соответствовать самым современным стандартам в мире. В ближайшие четыре года общее производство свинины в сельхозпредприятиях прирастет более чем на 800 тыс. тонн убойного веса, или на 26%, по сравнению с 2018 годом. При этом 90–95% обеспечат крупнейшие ТОП-20 компаний, имеющих опыт, административные, финансовые и управленческие ресурсы, что резко повышает вероятность успеха в реализации намеченных планов. Уже сегодня эти 20 компаний производят 65% от всего промышленного производства, и процесс их укрепления продолжается.

Осветите, пожалуйста, в нескольких штрихах особенности международного рынка свинины. Какие направления наиболее перспективны для отечественного свиноводства?

— По прогнозам специалистов голландского Рабобанка, одного из лучших экспертов глобального рынка мяса, потребление животного белка в странах Азии в следующее десятилетие возрастет на 65% при практическом отсутствии естественных ресурсов для этого роста. Именно свинина в ближайшие 10 лет будет основным мясным белком в странах Азии, а через 20 лет мировой спрос на свинину возрастет на 40 млн тонн, или более чем на 30%. Только в Китае спрос на свинину вырастет минимум на 7–8 млн тонн в предстоящие 10 лет. Именно поэтому главным приоритетом экспортной стратегии России на азиатском направлении должна стать продукция свиноводства.

Какова доля азиатских стран в общем объеме мирового экспорта?

— В 2018 году свыше 6,5 млн тонн свинины и продукции свиноводства было экспортировано в шесть азиатских стран. Это более 80% мирового экспорта, и данное направление может стать нашим потенциальным рынком в среднесрочной перспективе 3–5 лет. Освоение всего 5% этого рынка может дать нам те 250–300 тыс. тонн экспорта, которые мы оптимистично закладываем себе в прогнозы до 2022 года и которые обеспечат нам вхождение в пятерку лидеров мирового экспорта свинины.

Почему страны Юго-Восточной Азии сами не произведут нужный им объем свинины?

— В августе 2018 года произошло поистине драматичное событие — занос вируса АЧС сначала в Китай, а затем Вьетнам, Камбоджу, Таиланд и другие страны Юго-Восточной Азии. Масштабы спада свиноводства в Китае беспрецедентны. Поголовье свиней в Китае в 2019 году упадет минимум на 100–150 млн голов, или на 30–40%. Они уже сократили свиноматок на 6 млн голов, что сопоставимо со всеми свиноматками США. Производство свинины сократится на 10–15 млн тонн, или на 25–35%, превзойдя способности мира компенсировать разницу. По мере того как АЧС будет распространяться в другие страны ЮВА, сбои поставок свинины в этот регион будут усиливаться. Только во второй половине 2019 года Китай будет вынужден дополнительно импортировать 1,5–2 млн тонн продукции свиноводства. Приведу утверждение одного из руководителей бразильской компании JBS — самого крупного производителя мяса в мире. Суть его в следующем: впереди нас ждут фундаментальные изменения, и тот, кто будет иметь преимущество в себестоимости, реализует шанс на китайском рынке, на котором спрос на животные белки будет расти минимум до 2050 года. Так что это, безусловно, уникальная возможность не только для свиноводства России, но и для всех отраслей мясного животноводства. И мы вместе с государством должны приложить экстраординарные усилия, чтобы не упустить этот исторически благоприятный момент.



Какие шаги НСС в этом направлении поддерживает государство?

— В Минсельхозе создан оперативный штаб по экспорту мясной продукции на рынке Китая, Японии и Республики Корея. Заседания штаба проводятся на ежемесячной основе. Разработана «дорожная карта» по открытию рынков КНР, Японии, Кореи и Вьетнама. К важному практическому успеху следует отнести получение разрешения на экспорт в Японию термообработанной свинины Знаменским СГЦ. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Министерству сельского хозяйства, Минэкономразвития, Министерству иностранных дел, Россельхознадзору продолжить работу по обеспечению доступа отечественной свиноводческой продукции на рынок Китая, в том числе с учетом принципов регионализации России по АЧС.

Все эти месяцы проводилась многосторонняя работа по этому вопросу. Впервые за последние годы в апреле 2019 года Министерство сельского хозяйства Китая официально заявило: Китай готов импортировать свинину из российских регионов, свободных от АЧС. В мае 2019 года Россельхознадзор получил официальное разрешение властей Гонконга для 23 российских свиноводческих предприятий начать прямые поставки. Этот шаг можно рассматривать как своеобразный тест для подготовки экспорта в материковый Китай. Таким образом, у органов власти есть чёткое понимание как экономической целесообразности экспорта продовольствия, так и основополагающей роли государства в этом вопросе.В первую очередь чрезвычайно важна помощь государства в таких вопросах, как:

– предотвращение угроз распространения АЧС;

– регионализация территорий по эпизоотическому благополучию;

– электронной ветеринарной сертификации;

– идентификации животных;

– аттестации всех убойных предприятий.

Без этих мер говорить о серьезном развитии объемов экспорта свиноводческой продукции практически невозможно!

Каких же индикаторов нужно достичь, чтобы попасть в ТОП-5 мировых экспортеров свинины?

— Мы считаем реальными прогнозы достижения объемов в 270 тыс. тонн стоимостью 500 млн USD по экспорту продукции российского свиноводства до 2024 года. Как вы видите, эти индикаторы практически в 4 раза больше, чем в 2017 году. Они позволят нам уверенно войти в ТОП-5 мировых экспортеров продукции свиноводства. Цель очень амбициозная, работа предстоит огромная, но, как я уже неоднократно говорил, это реалистичная задача и она стоит тех затрат и усилий, которые могут потребоваться.

От имени нашей редакции еще раз поздравляем Национальный Союз свиноводов с 10-летием со дня образования и желаем добиться всех намеченных целей. Также благодарим Вас, Юрий Иванович, за интересную беседу.

Беседу вела В. Дубинская



Количество показов: 2797
Автор:  В. Дубинская

Возврат к списку


Материалы по теме: