Ветеринария

ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМОВ АНТИМИКРОБНОЙ ТЕРАПИИ РЕСПИРАТОРНЫХ ИНФЕКЦИЙ СВИНЕЙ  02.11.2011

ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМОВ АНТИМИКРОБНОЙ ТЕРАПИИ РЕСПИРАТОРНЫХ ИНФЕКЦИЙ СВИНЕЙ


А.А. Климов, О.П. Татарчук, А.В. Бирюкова

Представительство фирмы KRKA (Словения) в РФ

Несмотря на обилие противомикробных и биологических препаратов, респираторные инфекции с бактериальным компонентом чрезвычайно распространены в свиноводческих хозяйствах промышленного типа.

Причиной широкого распространения PRDC (респираторного симптомокомплекса свиней) является несколько этиологических факторов вирусной и бактериальной (в том числе микоплазменной) природы, а нарушение зоогигиенических условий предрасполагает к развитию клинических проявлений. Так, общепризнано, что при заражении свиней пневмотропными вирусами (цирковирусом PCV2, вирусом респираторно-репродуктивного синдрома PRRSV и вирусом гриппа SIV) прогрессирование патологического процесса обуславливается наслаивающимся действием бактериальных патогенов — Mycoplasma hyopneumoniae, Actinobacillus pleuropneumoniae, Pasteurella multocida, Haemophilus parasuis, Bordetella bronhiseptica и Streptococcus suis.

В то время как вирусный компонент респираторных патологий может с тем или иным успехом контролироваться путем иммунизации, участие пневмотропных бактериальных патогенов в патогенезе диктует необходимость в антимикробных средствах. Практические специалисты предъявляют к ним следующие требования:

- спектр действия, включающий все бактериальные респираторные патогены свиней,

- формирование достаточных антимикробных концентраций в легочной ткани,

- быстрое клиническое улучшение и пролонгированный/постантибиотический эффект,

- короткий курс лечения с возможностью парентерального и перорального назначения,

- экономическая эффективность применения и доступная стоимость курсовой дозы.

Традиционные противобактериальные препараты зачастую не удовлетворяют современным требованиям, оказываясь недостаточно эффективными. Более того, даже современные антимикробные средства ветеринарного назначения, предназначенные для свиноводства, не всегда соответствуют всем практическим требованиям. Так, полусинтетический триамилидный антибиотик тулатромицин демонстрирует типичную для макролидов высокую антимикоплазменную активность (рис. 1, по Jung еt al., 2006) наряду с узким спектром антибактериального действия.

Рисунок 1

Активность тулатромицина против пневмотропных патогенов свиней (МПК, мкг/мл)

image003.gif

Как следует из фармакокинетических данных, максимальная концентрация тулатромицина в легочной ткани составляет 3,47 мкг/мл (Benchaoui et al., 2004). Эта концентрация не достигает МПК90 для большинства штаммов Actinobacilis pleuropneumoniae (4–16 мкг/мл), поэтому целесообразность использования тулатромицина для борьбы с актинобациллезной плевропневмонией представляется сомнительной.

Еще одной характерной особенностью всех макролидов и родственных соединений, в том числе тулатромицина, является высокая естественная устойчивость к ним Haemophilus parasuis — МПК для этого возбудителя может превышать 32 мкг/мл, что означает недостижимо высокие концентрации антибиотика в месте локализации возбудителя. Полусинтетический дитерпеновый (плевромутилиновый) антибиотик тиамулин по химическим и фармакологическим свойствам очень близок к макролидным антибиотикам и лишь немного более активен (рис. 2) в отношении Haemophilus parasuis (Jones et al., 2002; Kavanagh et al., 2008).

Рисунок 2

Активность тиамулина против респираторных патогенов свиней (МПК, мкг/мл)

image005.gif

Помимо противоречивых сообщений об активности тиамулина в отношении Actinobacilis pleuropneumoniae МПК90 для большинства исследованных штаммов стрептококка и пастерелл гораздо выше максимально возможных тканевых концентраций (в легких ~3 мкг/мл), поэтому приходится прибегать к комбинированию тиамулина с тетрациклиновыми антибиотиками, что ухудшает экономические показатели терапии, а в случае применения доксициклина еще и провоцирует развитие иммуносупрессии.

Напротив, Флорфеникол (Флорон, пр-во KRKA) является антибиотиком, способным эффективно подавлять все пневмотропные бактериальные патогены свиней, оказывая выраженное антибактериальное действие по отношению к широкому спектру возбудителей бактериальной и микоплазменной природы. Максимальная концентрация антибиотика в легочной ткани после внутримышечной инъекции Флорона превышает 2,5 мкг/мл, что заметно больше МПК90 практически у всех исследованных штаммов (рис. 3, по Kavanagh et al., 2008). Так, при сравнимой с тулатромицином активности против M. hyopneumoniae Флорон отличается исключительной клинической эффективностью при актинобациллезной плевропневмонии и гемофилезном полисерозите у свиней.

Рисунок 3

Активность флорфеникола против респираторных патогенов свиней (МПК, мкг/мл)


image007.gif

Хотя Флорон вместе с левомицетином и тиамфениколом принадлежит к одной группе антимикробных препаратов, его молекула не инактивируется ацетилтрансферазами резистентных штаммов бактерий благодаря химической модификации молекулы атомом фтора. Компания KRKA (Словения) разработала и запатентовала собственный метод синтеза флорфеникола, после чего были созданы три готовые лекарственные формы этого антибиотика под общей торговой маркой «Флорон». В настоящее время Флорон — единственный в России ветеринарный антибиотик для борьбы с респираторными инфекциями в свиноводстве, одновременно доступный в форме 10%-ного орального раствора, 30%-ного раствора для инъекций и 2%-ного порошка для смешивания с кормом.

Эти три лекарственные формы позволяют выбрать режим дозирования, наиболее совместимый с технологией ведения хозяйства и текущей эпизоотической ситуацией:

- в экстренных случаях или при острой форме болезни следует начать терапию с внутримышечной инъекции больным животным 30%-ного раствора Флорона в дозе 1 мл на 20 кг массы тела;

- одновременно проводится групповая медикация (метафилактика, т.е. упреждающее лечение, проводящееся в инкубационный период или при появлении первых клинических признаков) остального поголовья выпаиванием 10%-ного орального раствора Флорона в дозе 5 мл на 100 кг живой массы; на эту схему также переводятся реконвалесценты (выздоравливающие животные) в зависимости от клинического улучшения;

- 2%-ный порошок Флорон оптимален для продолжения курса лечения у животных, в достаточной мере восстановивших аппетит, а также для групповой медикации с кормом в критические периоды введением 1,5–2 кг порошка Флорона на 1 т корма в течение 7 дней; это удобно использовать в схеме лечебно-профилактических обработок групп доращивания и откорма, в том числе при их формировании.

У свиней Флорон характеризуется высокой биодоступностью даже при оральном применении (более 95%), быстро всасываясь независимо от способа введения и приема корма. Большой объем распределения способствует активному проникновению в ткань легкого и быстрому уничтожению бактериальных патогенов, а особенностью препарата является его выраженная дозозависимость вплоть до бактерицидного действия, что наряду с постантибиотическим эффектом обеспечивает успешную терапию.

Более того, уникальность Флорона заключается в его эффективности против подавляющего большинства бактериальных патогенов, вызывающих болезни поросят в послеотъёмный период. Разумеется, Флорон следует использовать исходя из конкретной эпизоотической ситуации, как стратегический препарат, не дожидаясь проявления клинических признаков на всей группе животных.

Клиническое испытание Флорона проводили в лабораторных условиях на свиньях, зараженных Actinobacilis pleuropneumoniae, при этом одна группа свиней (9 голов) была контрольно-инфицированной и не подвергалась лечению. Две другие группы животных по 9 голов были подопытными. После заражения одной группе применяли Флорон в рекомендованной схеме, другой — макролидный антибиотик тилмикозин в форме премикса (табл.).

Таблица

Эффективность Флорона и тилмикозина при актинобациллезе свиней

Группа

Количество в группе (гол.)

Из них

При убое

заболело

пало

поражения легких

изоляция Aрр

Контроль

9

7

2

8

8

Флорон

9

1

0

2

2

Тилмикозин

9

5

0

6

6

Как видно из таблицы, при обработке свиней Флороном заболеваемость была гораздо меньше, а смертность отсутствовала совсем по сравнению с тилмикозином, который оказался не способен предотвратить развитие клинических и патологоанатомических проявлений актинобациллезной плевропневмонии. Эффективность Флорона была также подтверждена данными бактериологического исследования тканей свиней после убоя. Аналогичные результаты были получены при сравнительном исследовании схем антимикробной терапии респираторного симптомокомплекса свиней в Польше (Kolodziejczyk et al., 2003) и актинобациллезной плевропневмонии в Чехии (Svoboda et al., 2000). В обоих исследованиях эффективно ликвидировались клинические проявления, предотвращались рецидивы инфекции и снижалась частота персистенции возбудителя в организме животных — ни один из традиционно применяемых лекарственных препаратов был на это не способен.

Таким образом, отечественные и зарубежные исследования подтверждают высокую терапевтическую эффективность Флорона, в том числе его уникальную активность при острой форме актинобациллезной плевропневмонии. Учитывая исключительно высокую активность Флорона против всех бактериальных респираторных патогенов, его использование в промышленном свиноводстве является экономически эффективным решением проблемы респираторного симптомокомплекса свиней.


Количество показов: 2948
Автор:  А.А. Климов, О.П. Татарчук, А.В. Бирюкова, "ЦЕНОВИК" ноябрь 2011

Возврат к списку


Материалы по теме: