Ветеринария

Значение β-каротина для крупного рогатого скота. Опыт Ленинградской области  07.07.2016

Значение β-каротина для крупного рогатого скота. Опыт Ленинградской области

Организация нормированного, сбалансированного, полноценного и рационального кормления является главнейшим фактором, определяющим здоровье и продуктивность животных, оплату корма и доходность животноводства. На химический состав кормов, который является основным показателем их питательности, влияет наличие, количество и биодоступность биологически активных веществ — витаминов (лат. vita ‘жизнь’ + amin ‘содержащий азот’). В кормлении отдельно рассматривают А-витаминную питательность, поскольку витамин А жизненно необходим для нормального роста и воспроизводства, а также для повышения устойчивости организма к возбудителям различных заболеваний. Нормируют А-витаминную питательность кормов для крупного рогатого скота только по его предшественнику — β-каротину.Бета-каротин является пигментом желто-оранжевого цвета, относится к группе каротиноидов (70–90% от всего количества каротиноидов), поступает в организм травоядных исключительно с растительными кормами, так как организм животных не может самостоятельно его синтезировать.

Бета-каротин кормов у жвачных всасывается в неизменном виде через слизистую оболочку тонкого кишечника, далее поступает через лимфу в кровь и разносится по организму до клеток. В максимальной концентрации β-каротин содержится в печени (75–90% от общего количества в организме), где и происходит его превращение в витамин А. Важными депо β-каротина также являются сыворотка крови, жировая ткань и желтое тело яичника.

Значение β-каротина для крупного рогатого скота:

– является провитамином витамина А (из одной молекулы β-каротина при его расщеплении в печени и в тонком кишечнике образуются две молекулы витамина А);

– обладает антиоксидантными свойствами, обеспечивает клеточную защиту;

– влияет на жизнеспособность и оплодотворяемость яйцеклетки;

– влияет на подготовленность слизистой эндометрия к имплантации эмбриона, снижая эмбриональную смертность;

– необходим для роста и развития плода во внутриутробный период и в период новорожденности.

Потребность животных в каротине в основном зависит от вида, возраста, пола, физиологического состояния и уровня продуктивности. Основной источник β-каротина для жвачных животных — пастбищные травы, что определяет выраженную сезонность содержания его в сыворотке крови коров: максимальный уровень — в летний пастбищный период, а наименьший — весной, в поздний стойловый период. Уровень содержания витамина А и каротина определяют в сыворотке (плазме) крови животных лабораторно по Кари и Прейсу в модификации Юдкина или по Бессею в модификации Левченко либо спектрофотометрически экспресс-методом (в течение 2 минут) современным и единственным в своем роде прибором iCHECK CAROTENE компании BioAnalyt (Германия) [4]. Cчитается нормальным содержание каротина (в мг%) в сыворотке крови коров зимой 0,8–1,0 (минимум 0,4), летом — 1–3 (минимум 0,8). Учитывают, что молочным коровам при одинаковом суточном удое 20 кг и разной живой массе (400–600 кг) каротина требуется 640–680 мг в сутки; коровам живой массой 500 кг и при разном удое (8–36 кг) — 345–1245 мг в сутки [3].

Попытки сбалансировать рационы по содержанию каротина часто являются малоэффективными по двум причинам:

1. Каротин, содержащийся в кормах, является неустойчивым соединением. Он легко окисляется и разрушается под влиянием света, кислорода воздуха, во время термической обработки и брожения кормов, что приводит к большим потерям каротина в процессе уборки кормовых растений, а также при приготовлении и хранении кормов. Так, при хранении в течение 6–7 месяцев потери каротина в сене достигают 70%, в силосе — 90%.

2. Способность усваивать каротин из корма неодинакова у разных животных. Например, откормочные свиньи могут усвоить лишь 25–35% каротина из травяной муки, цыплята — всего 0,6%, а в преджелудках жвачных животных каротин травяной муки инактивируется на 80%.

Актуальность темы в Ленинградской области

Проведённый нами анализ кормов в животноводческих хозяйствах Ленинградской области свидетельствует о глубоком дефиците каротина в кормах и о его низкой биологической доступности. Данная проблема наносит хозяйствам области большой экономический ущерб, который складывается из потерь десятков тысяч тонн мяса и молока, рождения нежизнеспособного молодняка, нарушений репродуктивной функции коров (скрытая охота, задержание овуляции, образование кист, удлинение сервис-периода, яловость и т.д.).

При недостатке каротина и витамина А в кормах и связанных с этим нарушениях репродуктивной функции коров, особенно в поздний стойловый период, актуальным становится применение инъекционных форм β-каротина [1]. При замене витамина А каротином для крупного рогатого скота принимается во внимание активность препарата: в среднем из 1 мг β-каротина образуется 120 мкг (400 МЕ) витамина А [3]. В настоящее время при необходимости использования инъекционных форм β-каротина ветеринарные врачи применяют масляные растворы. Но масляные растворы, вводимые в виде инъекции, очень болезненны, плохо рассасываются в мышцах, сохраняются до убоя и влекут частичную выбраковку туш. Нашей задачей стал поиск именно водного инъекционного раствора β-каротина и испытания его терапевтической эффективности на коровах и телятах с патологиями, вызванными недостатком в организме каротина.

Материалы и методы

Учитывая вышеизложенное, в хозяйствах Ленинградской области нами проведены производственные испытания терапевтической эффективности препарата Карофертин (производитель — фирма SANОСНЕМIA PHARMAZEUTIKA AG, Австрия).

Карофертин — лекарственный препарат в форме водного раствора для инъекций, предназначенный для улучшения воспроизводительных качеств и повышения резистентности сельскохозяйственных животных. Содержит в качестве действующего вещества β-каротин в количестве 10 мг/мл.

Схема опыта:

1-я группа — коровы (20 голов) с нарушениями полового цикла (многократные безрезультативные осеменения, гипофункция яичников и т.д.). Карофертин вводили внутримышечно по 20 мл на голову курсом 2–3 инъекции с интервалом 14 дней;

2-я группа — коровы (20 голов) в послеродовый период. Препарат вводили внутримышечно по 20 мл на голову курсом 2 инъекции (первая инъекция — через 2 недели после отела, вторая — через 5 недель после отела);

3-я группа — новорожденные телята (20 голов). Препарат вводили внутримышечно однократно в дозе 5 мл на голову сразу после рождения.

Контрольные группы были сформированы по принципу аналогов без применения Карофертина.

Результаты

Фоновые показатели содержания β-каротина в сыворотке крови всех групп коров до введения Карофертина были в диапазоне 0,31–0,52 мг%. Отмечено значительное изменение содержания β-каротина в сыворотке крови коров после инъекции Карофертина до среднего значения 1,07 мг% уже на 7-й день после первой инъекции. В контроле такого увеличения содержания β-каротина в крови не наблюдали.

После применения Карофертина было зарегистрировано достоверное увеличение концентрации β-каротина в молозиве, что коррелировало с повышением β-каротина в сыворотке крови. Повышение уровня β-каротина в сыворотке сохранялось до 13-го дня после применения препарата, как и заявлено производителем.

1-я группа: после применения Карофертина у всех животных данной группы наступила выраженная половая охота, осеменение было произведено в срок, все животные были оплодотворены и стали стельными. В контрольной группе за этот период только 6 коров пришло в охоту и осеменилось, остальным животным потребовалась дополнительная гормонотерапия.

2-я группа: у животных контрольной группы интервал между отёлом и первым эструсом составил в среднем 49 дней. Оплодотворение наступило у 8 коров в первую охоту, у 6 — во вторую, у 6 коров контрольной группы оплодотворение не наступило и после второй охоты.

Животные из подопытной группы показали спонтанный эструс в среднем на 37-й день после отёла. Оплодотворение наступило у 18 коров в первую охоту, у двух — во вторую.

3-я группа: телята контрольной группы имели выраженную диарею до 12-го дня жизни в 52,9% случаев (в подопытной группе — 18,8%) и большие потери в весе в первую неделю жизни (11,8% против 1,5% в опыте). У телят, которым применяли Карофертин, выявили высокое содержание иммуноглобулинов в сыворотке крови.

Выводы

1. При оценке полноценности рационов следует учитывать А-витаминную их питательность. С этой целью в хозяйствах необходим мониторинг насыщения организма коров β-каротином по содержанию его в сыворотке крови животных, особенно в поздний стойловый период.

2. Карофертин является безвредным для животных. Это доказано в эксперименте и объясняется фактом, что избыточное количество β-каротина не несет в себе токсичности витамина А, поскольку β-каротин не преобразуется в витамин А больше, чем требуется организму.

3. Бета-каротин, находящийся в Карофертине в большой концентрации, обладает высокой биодоступностью, хорошо всасывается, поэтому его содержание в сыворотке крови животных нормализуется.

4. Карофертин стимулирует клинические признаки охоты и овуляцию, снижает индекс осеменения и увеличивает уровень оплодотворяемости, повышает иммунитет новорожденных телят за счет увеличения концентрации β-каротина в молозиве коров-матерей.

Следует отметить, что Карофертин зарегистрирован в России, а также в 14 странах Европы; эффективность его доказана многолетними клиническими испытаниями во всем мире.

Литература

1. Дмитриева, Т.О. Профилактика акушерской патологии у высокопродуктивных коров в сухостойный период синтетическим бета-каротином : автореф. дис. … канд. вет. наук / Т.О. Дмитриева. — СПб., 2012.

2. Племяшов, К.В. Восстановление репродуктивной функции у животных : методические рекомендации / К.В. Племяшов, Т.О. Дмитриева. — СПб.: ФГБОУ ВО СПбГАВМ, 2010.

3. Хохрин, С.Н. Кормление животных с основами кормопроизводства : учебник / С.Н. Хохрин, К.А. Рожков, И.В. Лунегова. — СПб.: Проспект Науки, 2016.

4. Jens, Raila. Determinations of ß-carotene in whole blood of cattle: Comparison of a new cow-side assay with HPLC / Raila Jens, Enjalbert Francis, Mothers Ralf // Brief communication. — BioAnalyte GmbH, Teltow, Germany, 2011.


Количество показов: 8978
Автор:  К. Племяшов, д-р вет. наук, директор ВНИИ генетики и разведения животных, Т. Дмитриева, канд. вет. наук, доцент СПбГАВМ, А. Варюхин, канд. вет. наук, директор по развитию ООО «ФармаВорд Русь»

Возврат к списку


Материалы по теме: