События

Пути развития российского птицеводства 13.03.2019

Пути развития российского птицеводства

В январе в Москве прошло общее собрание членов Росптицесоюза. В ходе мероприятия обсуждались такие важные темы, как развитие экспорта, стоимость зерновых компонентов в кормах, повышение доходности птицеводческих предприятий.

DSC04918.JPG

Птица — драйвер развития мясного животноводства

Президент Росптицесоюза Владимир Фисинин в своем выступлении охарактеризовал российский рынок птицеводческий продукции как стабильный, на котором наблюдается баланс импорта и экспорта.

По данным Росптицесоюза, ресурсы мяса птицы всех видов за последние три года увеличились на 365 тыс. тонн, или на 3,4%, причем основной их прирост пришелся на 2017 год — данный показатель составил почти 319 тыс. тонн к 2016 году. «Увеличение производства в позапрошлом году произошло в основном за счет модернизации существующих и введения в эксплуатацию новых мощностей», — пояснила гендиректор Росптицесоюза Галина Бобылева.

Для сравнения, прирост по свинине за аналогичный период был почти вдвое меньше, а значит, птицеводство остается в нашей стране драйвером мясного животноводства, несмотря на то что в прошлом году темпы увеличения производства мяса птицы значительно снизились, считает Г. Бобылева.

Однако ввиду такого роста производства цены на мясо птицы в 2017 году сильно упали. «В итоге с июля прошлого года наблюдается снижение прироста по мясу птицы и яйцам, которое произошло в 30 субъектах России прежде всего из-за выведения из использования мощностей для реконструкции, сознательного уменьшения производства по причине насыщенности рынка, а также вследствие банкротства предприятий», — подчеркнул В. Фисинин. Тем не менее в связи с сокращением в 2018-м импортных поставок свинины, которая шла на мясопереработку, у производителей мяса птицы появилась возможность увеличить цены на свою продукцию, — добавила Г. Бобылева. По данным Росптицесоюза, ресурсы по мясу птицы в 2018-м оставались фактически на уровне 2017-го — 11 млн тонн.

Рынок же яиц остается стабильным: прирост за последние три года составил 1,6 млрд шт., причем наибольшая его доля, как и по мясу птицы, пришлась на позапрошлый год. «Тогда же упали и цены на яйцо», — напомнила Галина Алексеевна.

Директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Retail Group (магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Станислав Наумов отметил, что яйцо стало самым ходовым товаром по итогам зимних продаж. «Это наиболее массовый продукт, который потребители покупали на новогодний стол».

По словам В. Фисинина, несмотря на рост оптовых цен на мясо птицы во втором полугодии прошлого года, они все равно остались ниже среднегодовых в 2016-м — 97,8 и 98,5 руб./кг соответственно. По яйцу в прошлом году средняя цена составляла 38,4 руб. за десяток, тогда как в 2016-м она находилась на уровне 41,7 руб. И это все на фоне роста себестоимости производства.

Росптицесоюз прогнозирует, что в текущем году производство мяса птицы увеличится до 11,3 млн тонн — на 300 тыс. тонн. Однако, как подчеркнула Г. Бобылева, производителям придется работать в более жестких условиях, чем в 2018 году — невозможно остановить рост цен, в том числе на зерно, соевый шрот, ГСМ.

В то же время доходность птицеводческих предприятий не всегда зависит исключительно от оптовых цен на продукцию. По оценкам Росптицесоюза, сейчас в среднем рентабельность птицеводов составляет 5%, но в некоторых хозяйствах данный показатель доходит до 15%. Как пояснила Галина Алексеевна, это те компании, которые внедряют современные технологии и изготавливают продукцию глубокой переработки.

 Стоимость зерна

 О состоянии зернового рынка участникам собрания доложил президент Российского зернового союза А. Злочевский. Он отметил, что в последние годы в нашей стране в среднем зерновыми засевается около 48 млн га; для сравнения, в советское время этот показатель находился на уровне 78 млн га, однако сегодня аграрии делают ставку не на увеличение количества площадей, а на повышение урожайности.

Зерно, в частности пшеница, является одной из ключевых экспортных позиций — спрос на внешних рынках на нее высок. Однако, как отметил докладчик, наши экспортеры никак не конкурируют с внутренним рынком фуражной пшеницы — на экспорт поставляют в основном продовольственную. Из фуражных зерновых Россия поставляет на экспорт в основном кукурузу и ячмень. «Наши же животноводы на кукурузу особого внимания не обращают, хотя стоило бы», — подчеркнул он.

В этом сезоне по сравнению с аналогичным периодом прошлого цены на фуражное зерно выросли в рублевом выражении на 57%. По прогнозам Российского зернового союза, на фоне снижения мировых запасов зерна, особенно пшеницы и кукурузы, мировые цены него будут расти и дальше.

В декабре прошлого года, по данным Росстата, в стране было изготовлено 2,7 млн тонн кормов. «Это рекорд по месячному приросту, который говорит о том, что эти корма есть кому потреблять, а значит, происходит прирост и в продукции животноводства, в том числе птицеводства», — резюмировал А. Злочевский.

Г. Бобылева отметила, что дополнительную финансовую нагрузку при приобретении зерна несут предприятия в удаленных регионах — для них стоимость его возрастает на 25% к закупочной. Для предприятий, находящихся в таких регионах, рассматривается оказание поддержки в виде льготного тарифа на перевозку зерна. Сейчас проект согласовывается Минсельхозом.

 Выход на внешние рынки

 С учетом того, что потребление мяса птицы в России расти практически не будет, эксперты сошлись во мнении, что нашим предприятиям необходимо выходить на внешние рынки. По оценкам «Росптицесоюза», в 2018 году Россия вывезла 5 млн тонн мяса птицы в убойном весе и 45 млрд яиц. Прирост по поставкам мяса птицы на внешние рынки составил 36 тыс. тонн, по яйцу — более чем 120 млн шт. «Расширилась география экспорта: в минувшем году впервые были осуществлены поставки в Саудовскую Аравию, Бенин, Пакистан, Черногорию, Ирак», — напомнил В. Фисинин. Кроме того, достигнуты договоренности о взаимных поставках продукции птицеводства нашей страны с Китаем. Сегодня, по словам президента Росптицесоюза, развивается экспорт натуральных сухих и жидких яичных продуктов, который в 2018 году составил 1 тыс. тонн — на 40% больше, чем в 2017-м.

Один из факторов, способствующих экспорту, в том числе продукции птицеводства, — падение рубля, уверен А. Злочевский.

Начальник Управления ветеринарного надзора при экспортно-импортных операциях на транспорте и международного сотрудничества Россельхознадзора Артем Даушев добавил, что идут поставки и готовой продукции на внешние рынки, и доля этих поставок, надеется чиновник, будет расти.

Однако экспорт продукции птицеводства мог бы развиваться более стремительно. «Как бы мы ни увеличивали объемы, по факту на внешних рынках работают не более 10 компаний», — поделилась Г. Бобылева. При этом, по данным Россельхознадзора, в списке экспортеров птицеводческой продукции зарегистрировано 112 предприятий.

Активному выходу наших птицеводов на внешние рынки препятствует ряд причин. Одна из них — неблагополучная эпизоотическая ситуация. Галина Алексеевна напомнила, что в прошлом году на ряде птицеводческих предприятий, в том числе крупных, наблюдались регулярные вспышки птичьего гриппа. Причина тому — в первую очередь недоработка самих производителей в части обеспечения безопасности, считает она.

Заместитель гендиректора по развитию внешнеэкономической деятельности компании «Ресурс» Ренат Шигапов отметил, что микроклимат на некоторых предприятиях сегодня не соблюдается. Кроме того, многие птицефабрики работают по несколько лет, не останавливаясь на профилактические перерывы, хотя их отсутствие ведет к падежу и потере доходности. «Не зря у крупных мировых производителей мяса птицы такие перерывы длятся год», — подчеркнул он. Возбудители заболеваний также долгое время остаются в зерне, и порой тепловой обработки корма недостаточно, чтобы их уничтожить.

Между тем у большинства стран, в которые российские производители хотят экспортировать свою продукцию, очень жесткие требования к ее безопасности, причем связанные не только с болезнями, но и с наличием в мясе антибиотиков, поэтому необходимо четко выдерживать интервалы введения препаратов. Однако на практике, по словам Р. Шигапова, бывает и так, что даже если производитель соблюдает сроки введения антибиотиков, специалисты все равно выявляют в мясе птицы наличие препарата. Чтобы таких ситуаций не происходило, необходимо повышать компетенцию специалистов, проводящих исследования вакцин. «Имея право доступа на внешние рынки, важно четко соблюдать требования стран-импортеров. В ряде случаев при нескольких нарушениях закрывается сначала допуск к экспорту одному предприятию, а потом и всей стране», — отметил А. Даушев. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, представители Россельхознадзора готовы выезжать на предприятие перед прибытием туда иностранных инспекторов, чтобы оценить критические точки.

Однако в России есть компании, которые действительно могут гарантировать безопасность своей продукции. Для того чтобы помочь им беспрепятственно работать на внешних рынках, Минсельхозом и Россельхознадзором на основании международных документов разрабатываются стандарты компартментализации. С их введением и принятием на международном уровне надежные предприятия смогут осуществлять экспортную деятельность даже несмотря на вспышку того или иного заболевания в регионе, в котором они находятся.

В рамках прошедшего мероприятия вниманию участников также были представлены доклады экспертов, руководителей и специалистов птицефабрик, торговых компаний и научно-исследовательских организаций, в которых рассматривались научные и практические вопросы кормления, обеспечения племенным материалом, повышения безопасности и качества продукции птицеводства.


Количество показов: 1982
Автор:  Е. Максимова
Источник:  "Ценовик" Март 2019

Возврат к списку


Материалы по теме: