Подписка на обновления

Banner_vert.gif



Рынок кормовых аминокислот в РФ: «Золотая осень 2017» / MARKET OF FEED AMINO ACIDS IN THE RF: “GOLDEN AUTUMN” 2017

Рынок кормовых аминокислот в РФ: «Золотая осень 2017» / MARKET OF FEED AMINO ACIDS IN THE RF: “GOLDEN AUTUMN” 2017 23.02.2018

Рынок кормовых аминокислот в РФ: «Золотая осень 2017» / MARKET OF FEED AMINO ACIDS IN THE RF: “GOLDEN AUTUMN” 2017

К. Бурдаева, специалист по кормовому сырью

Burdaeva K., expert in feed raw mat

 

Кормовые аминокислоты в РФ давно уже тема непростая. Казалось бы, большинство кормопроизводителей использует каких-то 4–5 наименований, однако проблем и волнений с ними в 2017 г. было больше, чем с добрым десятком других, более рыночно стабильных кормовых добавок. Шокирующей для рынка стала осень уходящего года — она поистине оказалось «золотой» для покупателей. Увы, далеко не в лучшем смысле этого слова.

Все началось с экологических проверок промышленников в Китае, из-за которых отгрузки аминокислот в сторону российских потребителей начали давать сбой. А в итоге цены на данную группу продуктов начали неумолимо расти.

Лизин

Летом 2017 г. лизин монохлоргидрат стоил на российском кормовом рынке в среднем 90 руб./кг. При желании можно было найти и дешевле. Однако к осени цена подросла. Лизин монохлоргидрат подорожал в среднем на 10–12 руб., а у мелких трейдеров и на все 20 руб./кг. Импортный сульфат лизина тоже подрос на пару рублей, а за ним и российский.

Производители кормов и премиксов сетовали и негодовали, однако это было только начало. То, что произошло в стране в отношении лизина дальше, подбросило цены на неоправданно высокий уровень.

Запрет ввоза в РФ лизина с шести крупнейших китайских заводов, грянувший как гром среди ясного неба 21 сентября 2017 г., не мог не отразиться на ценах. И хотя формально Россельхознадзор назвал это «приостановлением ввоза», по сути в поставках импортного лизина была пробита огромная брешь. Запрет коснулся трех крупнейших китайских холдингов — EPPEN, Meihua и Golden Corn и распространился как на лизин гидрохлорид, так и на лизин сульфат.

И хотя уже 28 сентября на сайте Россельхознадзора появилась новость «О проведении инспекций зарубежных предприятий по производству лизина», в которой упоминалось 19 предприятий-производителей в пяти странах, по состоянию на декабрь 2017 г. официальная информация о каких-либо инспекциях или их точных датах отсутствовала.

К ноябрю килограмм лизина у части импортеров стоил уже 135–140 руб., а у трейдеров и другой части импортеров — все 150–155 руб. Рост цен к летнему уровню составил 50–60%.

Обратная тенденция началась только в середине ноября, когда крупные импортеры стали скидывать запасы, ожидая снижения цен и стараясь избавиться от дорогих стоков. Цена снизилась на 10–15 руб./кг и осталась колебаться в границах этого уровня вплоть до нового года.

За время действия запрета крупнейший игрок этого рынка Eppen переориентировался на местный китайский рынок. Другой крупнейший импортер, Meihua, тоже оказавшийся в «черном списке», перенаправил освободившиеся объемы на европейский рынок. Среди ввозимого в РФ лизина резко возросла доля индонезийского CJ (PT Cheil Jedang Indonesia), китайского CJ (CJ (Shenyang) Biotech Co) и южно-корейского Daesang Corporation (cевон-лизин). Стали заметны в статистике ввоза ранее практически невидимые прочие китайские производители, например Changchun Dahe Bio Technology Development Co или Qingdao Shengda Commercial And Trade Co.

Присутствуют в статистике ввоза лизина и «старые добрые» ADM и Adjinomoto.

Практически незамеченной на фоне ценовых треволнений прошли две новости, имеющие самое прямое отношение к рынку лизина. 18 ноября 2017 г. в Волгодонске произошел пожар на предприятии «ДонБиоТех», ранее в числе прочей заявляемой к производству продукции там числился и лизин.

4 декабря 2017 г. в Ишиме состоялся пуск в эксплуатацию третьей очереди завода «Аминосиб», который тоже планирует выпускать лизин и заменить импорт почти наполовину. Собственно, была даже произведена первая пробная партия! Губернатор Тюменской области гордо назвал эту новость «событием всероссийского масштаба». Выйти на полную мощность предприятие планирует в ближайшие два года. А это 30 тыс. тонн лизина в год.

Ждать ли на фоне этих новостей снятия запрета на ввоз лизина крупнейшими китайскими производителями? Вопрос интригующий.

Тюменский «Аминосиб» будет выпускать сульфат лизина, так же как и его первый российский производитель — белгородский «Завод Премиксов № 1», который уже пару лет стабильно наращивает производственные мощности. Осенью 2017-го заводу пришлось максимально интенсифицировать темпы роста производства в связи с ростом цен на лизин моногидрохлорид и ощутимым дефицитом доступного лизина на рынке. Отразилось это и на цене. Если летом 2017 г. отечественный сульфат лизина предлагался по 56–57 руб./кг и был «уместен торг», то осенью цена предложения значительно повысилось.

Белгородский производитель декларирует свой продукт как L-лизин сульфат 65% с содержанием лизина в пересчете на сухое вещество не менее 51%. По какой цене будет предлагать потребителям свой сульфат лизина Тюменский «Аминосиб» и какое содержание чистого вещества он декларирует в новом продукте, узнаем уже в ближайший год.

В целом, несмотря на некоторое снижение цены на лизин в конце года, прогнозы на первый квартал 2018-го не особо оптимистичные.

Во-первых, если смотреть на ситуацию с точки зрения потребителя, то снижения как такового и не было — был возврат к реальному уровню цен от искусственно завышенных спекулятивных.

Во-вторых, мировые цены на зерно остаются достаточно высокими, что вызвано и более низкой урожайностью в 2017 г., и в целом более низким качеством зерна, которое, как известно, главное сырье для производства лизина.

В-третьих, приемлемые цены на лизин в стране, где импорт составляет 80%, исторически удавалось держать «в рынке» за счет конкуренции крупных производителей. Лишившись «больших игроков», рынок стал намного волатильней и потому гораздо сильнее подвержен влиянию любых дополнительных факторов, например таких, как новость о возможном введении лицензирования импорта лизина с января 2018 г. Или слухи о закрытии крупнейшего китайского производства этой аминокислоты…

Время покажет, по какому пути пойдет дальнейшее развитие рынка лизина. А пока в выигрыше те, кто успел сделать большие запасы «дешевого» лизина в период «до 21 сентября 2017 г.».

Треонин

Треонин, изначально достаточно стабильный в ценовом плане продукт, тоже вырос в цене осенью 2017 г. — в среднем на 12–15 руб. в сравнении с ценами II квартала, а кое у кого и больше. Отчасти это объясняется все той же ситуацией с экологическими проверками в Китае, отчасти «эффектом домино»: стремительно растущий рынок лизина потянул за собой и треонин.

К зиме цены на треонин потихоньку пошли вниз, что было обусловлено как стабилизацией поставок, так и стремление трейдеров избавиться от лишних стоков в преддверии дальнейшего снижения цены.

В целом российский рынок треонина достаточно стабилен и на нем присутствуют все привычные для местных кормленцев производители: EPPEN. Meihua, Fufeng Group, Evonik.

Метионин

Метионин — это отдельная история на российском кормовом рынке. Единственный российский производитель метионина — «Волжский оргсинтез» так же, как и крупные импортеры, очень тщательно следит за мировым уровнем цен. И рассчитывать на какие-то «специальные цены» для местных потребителей не приходится.

За лето 2017-го метионин медленно, но верно прибавил в цене 30–35 руб. И это не предел. В середине сентября европейские цены уже озвучивались в районе 2,8 евро/кг. Кроме того, в середине сентября российское представительство компании Adisseo известило своих клиентов о том, что вынуждено «временно ограничить объем спотовых продаж метионина-порошка в регионе СНГ». Что, скорее всего, было вызвано общемировым ростом спроса. Надо ли говорить, как это отразилось на ценах на метионин?

Другие крупные игроки рынка метионина в РФ — компании Evonik и Novus аккуратно следовали глобальным тенденциям сезона и ничем примечательным рынок в этот период не удивили.

Впрочем, к декабрю 2017 г. цена стабилизировалась и начала плавно снижаться, что было обусловлено активизацией новых игроков российского рынка метионина. Прежде всего это китайская компания CUC, а также индонезийский CJ, который продолжает политику продвижения своего продукта l-meth на российском рынке.

Интересно, что на мировом рынке все больше активности проявляют «новые» производители метионина, потихоньку отвоевывая себе объемы у таких метиониновых глыб, как China National BlueStar (Group) Co, Evonik Industries AG, Jinzhou Jirong Amino Acid Co., Novus International, Sumitomo Chemical Co.

Помимо уже упомянутого ранее китайского производителя CUC (Chongqing Unisplendour Tainhua Methionine Co.), это ещё и достаточно новый, но весьма активный игрок NHU (Zhejiang NHU Company). Возобновив производство метионина, эта компания весьма успешно продвигает свой продукт на европейском рынке. До российского рынка метионин NHU ещё не добрался, но это лишь вопрос времени.

В общем, 2018 г. обещает быть весьма увлекательным в плане развития рынка кормового метионина в РФ.

Схематично ценовые тенденции рынка основных аминокислот отражены на рис. 1.

аминокислоты 1-3-5-_Страница_3.jpg

Рисунок 1. Динамика изменения цен на аминокислоты, май–декабрь 2017, руб./кг с НДС, EXW склад трейдера*

Pic. 1. Dynamics in changes of amino acidsprices, May-December 2017; RUR/kg incl. VAT, EXW traders warehouse 

Триптофан

Триптофан, изначально не самая дешевая аминокислота, не просто вырос в цене осенью, а оказался в тотальном дефиците. К сентябрю триптофан подорожал в среднем на 150–170%: цена подскочила до 20 USD с изначальной майской 7,5–8,0 USD/кг. При этом в октябре–ноябре на отдельные партии цены были искусственно взвинчены от изначальных 12–13 USD/кг до 30 USD и выше (рис. 2).

Вызвано это было все теми же «китайскими проблемами»: ряд производителей просто не смогли своевременно произвести отгрузки законтрактованных объемов из-за обрушившихся на них экологов. А те, кто смог, подняли цены.

К октябрю триптофан оказался в тотальном дефиците и на мировом уровне, что никак не способствовало положительному разрешению ситуации на российском рынке. Многие местные трейдеры отказались контрактоваться при таких высоких ценах, что привело к сохранению дефицита продукта в РФ.

Крупные производители триптофана стремятся удержать высокую ценовую планку, что неудивительно; однако рынок рассчитывает на стабилизацию цен в первом квартале 2018 г., поскольку реальных объективных причин для такого высокого уровня цен нет.

К новому году цена триптофана уже «откатилась» от критической отметки и стабилизировалась на уровне 18–20 USD/кг.

аминокислоты 2.jpg

Рисунок 2. Динамика изменения цен на триптофан, май–декабрь 2017 г.; USD/кг с НДС, EXW склад трейдера

Pic. 2. Dynamics in changes of tryptophan prices, May-December, 2017;   $/kg incl. VAT, EXW trader’s warehouse

Прочие аминокислоты

Среди прочих аминокислот, используемых кормовым рынком, можно назвать валин, аргинин, изолейцин и, возможно, глицин. На них есть определенный спрос, и общая статистика импорта показывает рост потребности кормовиков в данных продуктах.

Валин, с каждым годом все больше набирающий популярность у кормовиков, вел себя относительно стабильно в 2017 г., особенно на фоне ценового беспредела, творившегося с аминокислотами осенью. К концу года даже было отмечено некоторое незначительное снижение цены.

Изолейцин, аргинин и глицин все ещё остаются диковинкой для многих производителей кормов, но премиксерами уже вполне успешно осваиваются. Поставляют их на российский рынок как китайские производители, так и индонезийский СJ. Цены на эти продукты мало подвержены колебаниям в связи с достаточно скромным и предсказуемым спросом и изначально достаточно высоким уровнем цен (рис. 3).

аминокислоты 1-3-5-_Страница_4.jpg

Рисунок 3. Ориентировочный уровень цен на ряд аминокислот, USD/кг с НДС, EXW склад трейдера; по состоянию на декабрь 2017 г.

Pic. 3. Approximate level of amino acids’ prices, RUR/kg incl. VAT, EXW trader’s warehouse as on December 2017

 

Резюме. После запрета ввоза лизина в РФ с шести крупнейших китайских заводов цена на продукт начала расти. Лишившись «больших игроков», рынок стал намного волатильней и потому гораздо сильнее подвержен влиянию любых дополнительных факторов. Уже к ноябрю рост цен по сравнению с летним прайсом прибавил 50–60%. Цены на метионин росли в течение года как на мировом, так и на российском рынке и начали снижаться только к декабрю из-за появления нового производителя. Триптофан не просто подорожал осенью, а оказался в тотальном дефиците, причем как на российском, так и на мировом рынке. Цены на валин, изолейцин, аргинин, глицин оставались относительно стабильными.

Summary. After it was prohibited to import lysine into the RF from the six largest Chinese plants, the price started to grow. Having lost “the big players” the market became more volatile and more exposed to influence of any additional factor. The price grew by 50-60% by November in comparison to the summer prices. Methionine prices were growing during this year in both the world and Russian markets and started decreasing only by December due to pop-up of a new producer. Tryptophan did not just drastically increased in price, but became a deficit in both the world and Russian markets. Valine, isoleucine, arginine and glycine prices were relatively stable.

 



Количество показов: 3437

Возврат к списку



 
       Яндекс.Метрика       
     
Создание и продвижение сайтов - ПродвигаеФФ.ру