Корма и кормовые добавки

Кормовые аминокислоты в России 15.01.2018

Кормовые аминокислоты в России

По прогнозам различных экспертов, мировой рынок аминокислот в 2017 г. составил 7,7 млн метрических тонн (МТ), в сумме 27,4 млрд USD, а к 2022 г. достигнет отметки 10,1 млн тонн. По оценке маркетинговой службы «Ценовика», среднегодовое потребление лизина (лизин сульфата и лизин монохлоргидрата) составляет 145,0–155,5 тыс. тонн, метионина — 40–42 тыс. тонн, треонина — 25 тыс. тонн. Помимо лизина, метионина, треонина и триптофана, в кормлении продуктивных животных используются валин, аргинин, а также прекурсоры (гуанидинуксусная кислота).

С 2010 по 2015 гг. импорт аминокислот вырос в 2,2 раза, что связано с интенсификацией животноводства и птицеводства в России.

Аминокислоты_ОБЗОР_1_ПРОВЕРЯТЬ_Page_1.jpg

Лизин

По данным Российской биотопливной ассоциации, мировое производство лизина в 2014 г. составило 2,1 млн метрических тонн. Согласно прогнозам, мировой рынок лизина в 2017 г. приблизится к отметке 2,4 млн МТ.

В том числе в натуральном выражении общий рынок лизина с 2011 г. увеличился на 106% (до 98,5 тыс. тонн), в денежном эквиваленте — на 121% (до 10,1 млрд руб.). Ожидается, что к 2021 г. объем рынка лизина вырастет еще на 41% — до 138,5 тыс. тонн.

По оценке специалистов «ВетАналитик»/«ФармАналитик Про», импорт кормового лизина (лизина монохлоргидрата и лизин сульфата) в 2016 г. достиг отметки 91,3 тыс. тонн (90,2 млн USD). Импорт кормового метионина (включая MHA) достиг 21,8 тыс. тонн (60,97 млн USD). Всего основных кормовых аминокислот в 2016 г. было поставлено 139,8 тыс. тонн.

По другим оценкам, импорт кормового лизина в пересчёте на монохлоргидрат составляет 85 тыс. тонн.

Ключевыми поставщиками зарубежного лизина на мировом рынке (и до некоторого времени на российском) являлись концерны Eppen Group (Ningxia Eppen Biotech Co., Inner Mongolia Eppen Biotech Co.) и Meihua Group (Tongliao Meihua Biological Shi-Tech, Xinjang Mehua Amino Acid, Langfang Meihua Bio-Technology). При этом товары промышленной группы Eppen в 2014 г. занимали 60% общего объема экспорта аминокислот в Китае. Ее заводы производят L-лизин монохлоргидрат (185 000 МТ/год), L-лизин сульфат(250 000 МТ/год), L-треонин (65 000 МТ/год) и L-триптофан (2000 МТ/год), а также некоторые другие активные компоненты для пищевой и комбикормовой промышленности.

По данным «ВетАналитик»/«ФармАналитик Про», в 2016 г. поставки этих концернов составили около 90 тыс. тонн аминокислот, в том числе кормового лизина (суммарно сульфата и монохлоргидрата) — 70 тыс. тонн.

В 2017 г. ситуация изменилась: с 20 сентября этого года ввоз лизина монохлоргидрата и лизина сульфата концернов Eppen Group, Meihua Group, а также Golden Corn был приостановлен Россельхознадзором. Продукция первых двух компаний занимает более 87% импорта лизина сульфата в натуральном выражении, а суммарный импорт всех трех — более 84% импорта лизина монохлоридрата. Возможно, эту нишу скоро займут другие азиатские производители.

Помимо товаров китайских производителей, в Россию поставляются препараты лизина производства Daesang Corporation (Корея), PT. Cheil Jedang Indonesia (Индонезия), а также Ajinomoto do Brasil Industria E Comercio De Alimentos (Бразилия).

Импортный лизин представлен в виде L-лизина сульфата 65–70%, а также L-лизина монохлогидрата 98,5%. Эти препараты аминокислот завозятся из Китая, Индонезии, Кореи, Великобритании, Франции, США.

Ведущими импортёрами лизина монохлоргидрата в 2016 г. (в МТ) являлись компании De Heus (37%), «МЕГАМИКС» (24%) , «ВласАгро» (7,5%) и Provimi (6,5%).

Ведущими импортёрами лизина сульфата в 2016 г. (в МТ) были De Heus (31%), «МЕГАМИКС» (29%), Provimi (21%), «Черкизово» (16%).

Аминокислоты_ОБЗОР_1_ПРОВЕРЯТЬ_Page_2.jpg

До недавнего времени Россия была полностью зависима от импортного лизина. Но в прошлом году ситуация изменилась к лучшему. В Белгородской области запущен «Завод Премиксов № 1». Его мощность сравнима с крупнейшими зарубежными заводами.

На сегодняшний день «Завод Премиксов № 1» выпускает L-лизина сульфат. Его получают путем микробиологического синтеза с использованием культур Corynebacterium glutamicum, не подвергнутых генной модификации. Преимуществом использования лизина в сульфатной форме является отсутствие в его составе хлора, а также наличие сопутствующих веществ (органических кислот, минеральных солей, аминокислот).

В ближайшее время откроется еще одно новое производство L-лизина сульфата — завод «АминоСиб».

Хотя чиновники ожидают, что к 2025 г. за счет запуска новых инвестиционных проектов Россия полностью обеспечит себя лизином, это утверждение ошибочно. Российские технологи предпочитают использовать форму лизин монохлоргидрат. Но хотя стоимость его с лизином сульфатом примерно одинаковая (в пересчете на лизин), российские же производители поставляют только лизин сульфат.

Повсеместное использование лизина сульфата в российских комбикормах тормозит ряд факторов. Во-первых, расход его по объему выше, чем расход монохлоргидрата, который содержит больше активного лизина (78,8% против 51%).

Инвестировать в производство лизина монохлоргидрата, а также кормовых треонина, триптофана и валина в России пока никто не берется, так как это более сложный технологический процесс, требующий выделения и кристаллизации продукта, а также утилизации стоков, т.е. более мощных очистных сооружений.

Таким образом, до полного становления российского производителя запретительные меры по отношению к импорту лизина монохлоргидрата или лицензирование его ввоза могут создать сложную ситуацию в российском животноводстве, приведут к росту цен на сырье и корма.

Метионин

Серосодержащая аминокислота метионин играет большую роль в синтезе протеинов в организме животных и птицы, являясь так называемой незаменимой аминокислотой. Классический препарат метионина, коммерческое мировое производство которого началось во Франции в 1945 г., выпускается в виде порошка и содержит 99,9% активного вещества.

По данным FEEDINFO, в 2016 г. потребности в метионине в мире составляют 1,17 млн МТ; ожидается, что в 2017 г. этот показатель достигнет 1,24 млн МТ.

В настоящее время все чаще рекламируются препараты, снижающие потребности в классическом DL-метионине, однако подавляющее большинство из них не имеет надежной доказательной базы и продаётся в основном в странах третьего мира. Синтетические аналоги метионина позволяют значительно экономить такие дорогостоящие ресурсы, как соевый шрот и рыбная мука. В качестве синтетических аналогов метионина под разнообразными торговыми марками производят L-метионин (порошок), DL-метионин (порошок) и гидроксианалог (HMTBA, жидкая форма, 88%), а также кальциевую соль последнего (порошок, концентрация от 84 до 88%).

Внесение жидкого аналога метионина широко применяется в западных странах. В России этот метод ограничен из-за устаревших технологий (вводится непосредственно в смеситель через специальные форсунки под давлением) и низких зимних температур. Несколько крупных российских интеграторов недавно реализовали или находятся в стадии запуска проектов по жидкому гидроксианалогу метионина.

В последние годы российским потребителям стали доступны новые инновационные товары. Технологи компании CJ Cheiljedang разработали особую технологию ферментации при производстве аминокислот. В результате получается L-Met 100 — инновационный аминокислотный препарат, содержащий только L-форму метионина.

Ведущие зарубежные производители метионина: Adisseo (Франция, Испания, Китай), Cheiljedang (Малайзия), Evonik (Бельгия, Германия), Ninqxia Unisplendour Tianhua Metionine (Китай), Novus (США) и др. Российские производители представлены продукцией завода «Волжский оргсинтез».

По данным FEEDINFO, ориентировочные доли рынка мировых лидеров выглядят следующим образом: Evonik — 35,1%, Adisseo — 27%, Novus — 17%, SCC — 10%, CJ — 5,5%.

Треонин

По данным «ВетАналитик»/«ФармАналитик Про», в 2016 г. в Россию было импортировано более 25 тыс. тонн L-треонина из Китая, Венгрии, Германии. Из них 24,8 тыс. тонн составляет продукция из Китая, включая более 16 тыс. тонн производства концернов Eppen Group и Meihua Group. Среди европейских производителей необходимо выделить продукцию Evonik (Венгрия). По другим данным, импорт треонина составил 23,345 тыс. МТ.

Триптофан

По данным «ВетАналитик»/«ФармАналитик Про», в 2016 г. в Россию было импортировано 685 тонн триптофана из Китая, Индонезии, Франции. По цифрам других аналитиков — 759 тонн трипотофана.

Европейский триптофан был представлен продукцией Ajinomoto Eurolysine (Франция). Триптофан из Индонезии — производителем PT. Cheil Jedang Indonesia. Россия полностью зависит от поступления триптофана извне. В 2016 г. более половины импорта осуществлялось восемью китайскими производителями, в том числе 127 тонн — за счет продукции Eppen Group и Meihua Group.

Валин

Основным поставщиком валина на российский рынок является Китай. Важное место в импорте занимает продукция CJ Cheiljedang. Французские аминокислоты в 2016 г. были представлены продукцией Ajinomoto Eurolysine. Всего в Россию в 2016 г. поставлено 983 МТ валина.

Новые возможности отечественного производства аминокислот

Высокие урожаи пшеницы заставляют правительство задуматься о поддержке строительства заводов по глубокой переработке зерна. По данным Российской биотопливной ассоциации, в долгосрочной перспективе возможен экспорт 21 млн тонн переработанного зерна, в том числе 2 млн тонн в виде аминокислот и витаминов.

По оценкам экспертов Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, в 2020–2025 гг. глубокой переработке подвергнется свыше 7 млн тонн зерна. Однако из десятков заявленных инвестиционных проектов реализуются единицы. Строительство новых объектов затягивается в связи с ростом цен на оборудование и технологии, а также в связи с трудностями с согласованиями строительства на местах.

В свою очередь, более низкая себестоимость сырья и недорогое электричество могут стать стимулами развития производства отечественного лизина. Однако эта отрасль требует больших финансовых затрат на защиту окружающей среды. Кроме того, конкурентным производство станет только в случае, если будет обладать большими мощностями (от 50–70 тыс. тонн и выше). К тому же оно нуждается в особом подходе к вопросам логистики, государственных дотациях и поддержке в вопросах экспорта.

Строительство еще одного–двух заводов по производству лизина монохлоргидрата и одного по производству метионина закроет основную потребность российских животноводов и птицеводов в ключевых аминокислотах. Однако эти производства должны выпускать продукцию, востребованную в других странах (прежде всего в государствах Азии и Африки, а также странах бывшего СССР).

Предпосылки развития отечественного производства аминокислот

Драйверы

Среднегодовой темп роста производства российской пшеницы (13%) опережает мировой (2%)

Запасы пшеницы растут

Цена на пшеницу падает

Дорожает логистика

Большое количество низкосортного зерна

Дефицит элеваторных мощностей

Создание биотехнологических кластеров и технопарков в «зерновых» регионах

Жесткое государственное регулирование оборота импортных аминокислот

Возможность получения гранта на создание высокотехнологичного производства

Дешевая рабочая сила и энергоресурсы

Ограничители

Коррупция в органах местного самоуправления

Резкое подорожание импортного оборудования

Неясные правила локализации для иностранных компаний

Низкий уровень подготовки кадров

Необходимость применения дополнительных мер по защите окружающей среды

Колебание цен на сырье в зависимости от урожайности культур

Трудности логистики

Наличие оборудования для очистки сточных вод


Рынок кормовых аминокислот в Росии, 2016 г.


Аминокислота

Объем российского производства, тыс. т

Импорт, тыс. т

Экспорт, тыс. т

Потребление, тыс. т

Лизин (лизин сульфат + лизин монохлоргидрат)

47,0–57,0 («Завод Премиксов № 1»)

98,5

0

145,0–155,5

Метионин

25,0–29,0 («Волжский оргсинтез»)

21,8

8

40–42,8

Триптофан

0

0,76

нет данных

0,7

Треонин

0

25,3

нет данных

25,3

Валин

0

0,9

нет данных

0,9


Ориентировочные цифры по данным различных источников, расчёт автора

Ведущими поставщиками аминокислот являются компании «Эвоник Химия», Novus, «ВитаГарант», «Агриколь», ГК «Агророс», «БелКорм», «Сибвет», «Юниагро», «Коудайс МКорма», «МЕГАМИКС», «ВласАгро», «Адиссео Евразия», «Провими», «БиоЛаб», ПТК «АйБиЭс» и др.

Редакция журнала выражает благодарность за помощь подготовке статьи Владимиру Русинову (компания «БиоЛаб»), а также Дмитрию Грачёву (Adisseo C.I.S.).


Количество показов: 8267
Автор:  В. Лавренова, маркетолог издательства «Сельскохозяйственные технологии»
Источник:  "Ценовик" Январь 2018

Возврат к списку


Материалы по теме: