Корма и кормовые добавки

Показатели питательности сырья для производства комбикормов: актуальная аналитическая информация по урожаю 2015 г. 11.03.2016

Показатели питательности сырья для производства комбикормов: актуальная аналитическая информация по урожаю 2015 г.

Для специалистов и технологов по комбикормам информация по фактической питательности сырья всегда будет актуальной и востребованной. Очень часто при расчете рецептов кормов используются данные по макропоказателям (содержание сухого вещества, сырой протеин, сырой жир, сырая клетчатка, сырая зола, валовое содержание фосфора), полученные в производственно-технической лаборатории комбикормового предприятия, а для оптимизации аминокислотного профиля — табличные значения по уровню аминокислот в том или ином виде сырья. Применение табличных данных практически не отражает реальной питательности сырья и влечет за собой различия в расчетной и реальной питательности кормов. Во избежание дефицита тех или иных незаменимых аминокислот специалисты по оптимизации рецептур нередко закладывают в расчет «страховой запас», который повышает стоимость кормов, конверсию корма и, как следствие, себестоимость выращивания животных и птицы.

Одним из эффективных инструментов повышения точности расчетов рационов кормления, снижения «страхового запаса» и себестоимости готовой продукции является основанный на ближней инфракрасной спектрометрии (ИК-анализ, NIRS — в иностранной литературе) экспресс-метод оценки содержания в комбикормовом сырье основных показателей питательности, включая весь ряд незаменимых аминокислот. Этот метод популярен во всем мире, и численность предприятий, использующих в своей работе ИК-анализ, растет год от года.

Приборы для ИК-анализа выпускаются различными компаниями в разных странах. Некоторые компании создают свои калибровки для анализов, для других предприятию необходимо создавать собственные калибровки. Компания Evonik имеет богатый многолетний опыт в аналитике сырьевых компонентов по содержанию аминокислот методами классической высокоэффективной жидкостной хроматографии (ВЭЖХ). На основании сравнительных данных, полученных на жидкостных хроматографах и ряде ИК-приборов, на протяжении ряда лет были созданы и апробированы на практике калибровки для основных видов комбикормового сырья. Данные калибровки находятся на сервере компании в Ханау (Германия), но при этом могут быть использованы для ИК-анализа в любой точке мира. Анализ сырьевых компонентов может быть проведен как в сателлитных региональных лабораториях компании по всему миру, так и на предприятиях, имеющих прибор, пригодный для использования в данном виде сервиса (список приборов можно уточнить у специалистов ООО «Эвоник Химия»). Ряд ведущих российских предприятий уже имеют положительный опыт применения в своем производстве кормов аналитических данных, полученных с ИК-анализаторов, подключенных к серверу компании Evonik.

С 2013 г. в г. Подольске Московской области функционирует российская региональная лаборатория от компании Evonik, осуществляющая анализ образцов комбикормового сырья методом ИК-анализа и предоставляющая аналитические данные всем заинтересованных отечественным предприятиям, производящих корма. Полученная в лаборатории информация является основой для создания и публикации статистической информации по питательности основных сырьевых компонентов комбикормов, используемых на российском рынке. Такая практика работы отлично себя зарекомендовала в практике работы комбикормовых предприятий по всему миру и носит название «Отчет по питательности кормовых культур» (Crop Report). Данную работу специалисты технического сервиса компании «Эвоник Химия» проводят с 2013 г., и информация по питательности сырья урожая 2015 г. легла в основу отчета, основные результаты которого представлены ниже. Были определены общие зоотехнические показатели (сводная табл. 1), содержание аминокислот (сводная табл. 2) и уровень обменной энергии для птицы и значения обменной и чистой энергии для растущих свиней и свиноматок (сводная табл. 3). Все показатели даны для стандартизированного содержания сухого вещества в 88%.

Пшеница. В прошедшем году были проанализированы 223 образца пшеницы нового урожая. Присланные образцы были распределены по 6 регионам, объединяющим в себе ряд областей, краев и республик: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Урал и Сибирь. Стоит отметить, что все представленные регионы являются и потребителями выращенной пшеницы, и поставщиками в другие области. Исключение в этом списке составляет Северо-Западный регион, являющийся по сути «завозным»: выращенная в различных областях этого региона пшеница используется практически «по месту».

По общим зоотехническим показателям, как и в предыдущих годовых отчетах, была отмечена существенная разница между минимальным и максимальным уровнями всех показателей, что в очередной раз доказывает, насколько важно и нужно использовать фактические значения всех параметров питательности сырья при расчете рецептов комбикормов. Практически по каждому из показателей питательности разница была достаточно существенной: 71% — для сырого протеина, 53% — для сырого жира, 36% — для сырой золы, 35% — для нейтрально-детергентной клетчатки и почти вдвое — для кислотно-детергентной клетчатки, а для сырой клетчатки, сахара, валового фосфора и фитинового фосфора максимальное значения превысило минимальное более чем в 2 раза. Особое внимание следует уделить уровню крахмала как ключевого компонента при определении уровня обменной энергии для птицы и чистой энергии для свиней: здесь абсолютная разница составила 8%, а относительная — более 14%. Стоит упомянуть тот факт, что ряд опытов, проведенных в Европе на бройлерной птице, показал, что изменение уровня крахмала на 1% влечет за собой изменение уровня обменной энергии на 3,5 ккал/100 г.

Достаточно интересные данные были получены по содержанию аминокислот. Несмотря на тот факт, что среднее содержание сырого протеина в 2015 г. составило 11,84%, аминокислотный профиль пшеницы практически совпал с профилем 2014 г., когда среднее значение СП составило 12,20%. Таким образом, следует признать, что повышение или понижение уровня сырого протеина влияет на уровень аминокислот, но не имеет с ним полной положительной или отрицательной корреляции.

Ячмень. В рамках исследований было проанализировано 143 образца данной культуры. Распределение образцов по регионам было проведено таким же образом, как и для пшеницы, и в том числе с аналогичным сценарием «внутреннего потребления» для Северо-Западного региона. В сравнении с пшеницей расхождение по предельным значениям основных показателей питательности также было ощутимым: по сырому протеину — более 73%, по уровню клетчатки — 67%, по сырой золе — 59%. Стоит отметить, что наибольшие колебания по макропоказателям питательности свойственны образцам ячменя, полученным из Центрального региона, и большинство предельных значений практически совпадает или незначительно отличается от общих показателей по России. По остальным регионам разброс минимальных и максимальных значений находился в более узком коридоре.

Аминокислотный состав ячменя не претерпел каких-либо изменений по сравнению с результатами за 2014 г. и остался на том же уровне даже при снижении сырого протеина с 11,75% в 2014 г. до 11,36% в 2015 г., что аналогично ситуации с аминокислотным профилем пшеницы. Однако следует внимательно использовать полученные данные, так как колебания между минимальным и максимальным значениями составляют в среднем около 60%.

Кукуруза. Данные по кукурузе были получены от двух основных регионов произрастания этой культуры — Центрального и Южного регионов. Среднее значение по уровню сырого протеина в кукурузе в 2015 г. составило 7,92% и отличается от значения в 8,22% по 2014 г. в меньшую сторону. Факт снижения уровня протеина в новом урожае отмечают специалисты по кормам во многих областях России. Для кукурузы Центрального региона характерно большее снижение этого показателя, чем в Южном регионе. Разброс предельных уровней сырого протеина составил почти 76%, и это наибольшая разница в сравнении с другими показателями питательности, включая крахмал и сахар (влияющий на энергетический уровень кукурузы).

Снижение уровня сырого протеина практически не оказало влияния на снижение уровней аминокислот в кукурузе, за исключением аргинина (разница составила более 8%) — одной из ключевых аминокислот в составе кормов (аргинин является антагонистом к лизину и его количество в комбикормах должно находиться на уровне рекомендуемых значений для кроссов птицы и пород свиней).

Соевый шрот. В отличие от традиционных для отечественного рынка кормовых компонентов, соевый шрот в России представлен из разных государств и даже континентов: Северной и Южной Америки, из Азии и Европы. В лабораторию было предоставлено большое количество образцов соевого шрота, произведенного компанией «Содружество» (г. Калининград). Однако аналитические данные по этим образцам не были включены в обобщенную информацию, так как производство соевого шрота в этом случае основано преимущественно на завозных соевых бобах, а не на бобах, выращенных на территории России и отражающих параметры питательности продукта, произведенного из «оригинального» материала. Такой подход является ключевым при создании Отчета по урожаю, основанного именно на питательности культур, выращенных (переработанных) в пределах одной страны.

В этой связи базой для анализов стали образцы соевого шрота, произведенного преимущественно в Центральном регионе, на Юге и за Уралом (в первую очередь на Дальнем Востоке), в количестве 81 образца. Производство соевого шрота на разных предприятиях, как и в случае с производством подсолнечного шрота, влечет за собой большой разброс по минимальным и максимальным количествам таких параметров питательности, как сырой жир (более чем в два раза) и сырая клетчатка (более 60%). Изменения в уровне сырой клетчатки сказались на изменчивости ее ключевых типов: разница между нижними и верхними пределами для нейтрально- и кислотно-детергентной клетчатки составила 50% и более. То же самое относится и к уровню крахмала. Содержание сахара, валового и фитинового фосфора не имело столь существенных расхождений.

Средний показатель содержания сырого протеина в соевом шроте за 2015 г. практически совпал с показателем за 2014 г. — 44,23% против 44,50%. Оценка минимального и максимального содержания сырого протеина показала разницу 8% в абсолютном и 21% — в относительном выражении. При этом, если сравнивать аналитические данные по содержанию незаменимых аминокислот в соевом шроте за 2014 г. с данными нового урожая, то стоит отметить снижение лизина (ниже на 1,5%), треонина (на 3%) и количества метионина с цистином (на 5%). По остальным аминокислотам отмечены незначительные изменения.

Ввиду того, что соевый шрот является компонентом с высоким процентом ввода в комбикорма, содержание обменной энергии в этом продукте для птицы и свиней имеет очень большое значение. Проведенные анализы показали, что разница между минимальным и максимальным уровнем энергии и для свиней, и для птицы составила около 9–10%, что способно оказать огромное влияние на результаты расчетов рационов, создавая дисбаланс параметров питательности. Это лишний раз подтверждает опасность использования табличных показателей при балансировке рецептов комбикормов.

Подсолнечный шрот. Аналитические данные, полученные от образцов подсолнечного шрота (всего 110 образцов) ярко свидетельствуют о том, что оперировать табличными значениями по этому виду сырья при расчете рецептов комбикормов крайне нежелательно. Производство этого побочного продукта на различных маслоэкстракционных заводах в разных областях России способствует существенному расхождению его основных показателей питательности: по сырому протеину, сырому жиру, сырой клетчатке, по содержанию сахаров и валового и фитинового фосфора. Наибольшая разница отмечена по содержанию сырого жира: в зависимости от региона производства она различается более чем в 12 раз! Безусловно, проведение анализов в лаборатории завода покажет реальное содержание сырого жира в образцах подсолнечного шрота, однако существующая в России культура производства комбикормов не всегда подразумевает наличие полностью оснащенной лаборатории для проведения всех типов анализов.

Уровень основных незаменимых аминокислот в подсолнечном шроте за 2015 г. по сравнению с аминокислотным профилем по прошлому году (как и уровень содержания сырого протеина) остался практически неизменным. Незначительное увеличение коснулось уровня лизина (выше на 1,7% к показателю 2014 г.) и аргинина (выше на 1,5% к показателю 2014 г.).

Следует отметить, что существенные различия между верхним и нижним пределами по макропоказателям питательности подсолнечного шрота стали причиной таких же существенных различий в предельных значениях по уровню энергетики этого компонента (к примеру, от 1377 до 1900 ккал/кг ОЭ птицы). Этот факт также должен предостеречь специалистов по кормам от использования табличных данных при расчетах.

Подсолнечный жмых. Количество образцов по этому продукту от урожая 2015 г. впервые оказалось достаточным для статистической обработки, поэтому анализы по подсолнечному жмыху также впервые вошли в отчетные данные. По этой причине в настоящее время в российской лаборатории Evonik отсутствует достоверная база параметров питательности, уровня аминокислот и энергии подсолнечного жмыха за 2014 г., которую можно было бы использовать для сравнения. В обзоре характеристики основных компонентов комбикормов по будущему урожаю 2016 г. такое сравнение будет доступно.

Полный отчет по питательности кормового сырья урожая 2015 г. с распределением показателей по основным регионам произрастания (производства) в России, а также перечень ИК-анализаторов, доступных для подключения к сервисной базе калибровок компании Evonik, можно получить, обратившись к сервисным специалистам ООО «Эвоник Химия».

Таблица 1

Основные параметры питательности пшеницы (Россия, урожай 2015), % и г/кг для фосфора и фитинового фосфора


Культура

Сырой протеин

Сырой жир

Сырая клетчатка

Сырая зола

Крахмал

КДК

НДК

Сахар

Валовый фосфор

Фитиновый фосфор

Пшеница,

n= 223

Ср.

11,84

1,92

2,55

1,67

59,62

3,26

11,63

1,97

2,28

1,48

Мин.

9,26

1,50

1,80

1,40

55,70

2,20

10,20

1,20

1,66

1,08

Макс.

15,81

2,30

3,70

1,90

63,70

4,30

13,80

3,20

3,37

2,19

CV

10,93

6,33

12,33

5,58

2,20

11,34

5,02

16,88

13,08

13,08

Ячмень,

n=143

Ср.

11,36

2,45

4,51

2,06

52,12

5,58

17,91

1,49

2,91

1,60

Мин.

8,64

2,20

3,30

1,60

49,00

4,30

16,10

1,00

2,42

1,33

Макс.

14,97

2,60

5,50

2,70

56,80

6,70

21,10

2,40

3,39

1,86

CV

10,74

3,76

7,80

9,22

2,82

7,70

5,91

18,27

6,09

6,09

Кукуруза,

n=140

Ср.

7,92

3,84

2,20

1,17

64,56

2,89

10,05

1,37

2,08

1,56

Мин.

6,00

3,10

1,90

1,10

62,60

2,20

8,90

1,00

1,74

1,31

Макс.

10,55

4,60

2,70

1,30

67,70

3,70

11,20

1,90

2,72

2,04

CV

9,99

7,16

9,33

4,65

1,49

8,69

4,09

13,32

7,03

7,03

Соевый шрот,

n=81

Ср.

44,23

2,29

4,97

6,40

5,42

7,45

9,20

10,26

5,98

3,59

Мин.

39,46

1,30

3,00

6,10

4,60

4,60

6,80

8,40

5,20

3,12

Макс.

47,60

4,80

7,50

6,60

6,10

10,70

13,90

11,20

6,77

4,06

CV

3,99

20,51

20,61

1,56

5,23

17,99

16,81

4,55

5,75

5,75

Подсолнечный шрот, n=110

Ср.

35,12

2,58

15,84

6,29

19,25

27,29

6,85

10,46

8,89

Мин.

24,55

0,80

9,90

5,30

14,60

22,60

4,60

6,90

5,86

Макс.

41,64

9,90

21,10

7,70

25,20

35,90

7,90

14,22

12,09

CV

8,46

70,33

14,29

8,23

11,52

10,63

10,58

13,97

13,97

Подсолнечный жмых,

n=27

Ср.

30,38

17,29

29,72

7,95

21,33

31,45

5,69

9,94

8,45

Мин.

24,55

6,00

10,70

5,30

14,20

23,10

4,90

6,59

5,60

Макс.

36,71

11,30

22,30

7,30

28,30

37,20

7,30

13,30

11,30

CV

9,93

17,29

20,72

7,95

19.09

14,73

13,54

15,00

15,00


Таблица 2

Содержание незаменимых аминокислот в пшенице (Россия, урожай 2015), %


Культура

СП

Мет

Цис

М+Ц

Лиз

Тре

Трп

Арг

Иле

Лей

Вал

Пшеница,

n=223

Ср.

11,84

0,18

0,26

0,44

0,32

0,33

0,15

0,55

0,39

0,78

0,50

Мин.

9,26

0,15

0,21

0,35

0,25

0,27

0,12

0,43

0,31

0,62

0,40

Макс.

15,81

0,24

0,34

0,58

0,43

0,43

0,18

0,75

0,53

1,05

0,65

CV

10,93

10,17

10,19

10,14

8,46

9,12

6,18

9,73

11,22

10,66

9,76

Ячмень,

n=143

Ср.

11,36

0,18

0,24

0,44

0,40

0,37

0,14

0,56

0,40

0,78

0,57

Мин.

8,64

0,14

0,19

0,35

0,33

0,29

0,11

0,46

0,30

0,59

0,45

Макс.

14,97

0,23

0,30

0,55

0,50

0,47

0,18

0,72

0,52

1,03

0,74

CV

10,74

9,19

9,38

8,22

7,33

9,37

9,18

8,49

10,50

9,94

8,84

Кукуруза,

n=140

Ср.

7,92

0,17

0,17

0,35

0,24

0,28

0,06

0,37

0,27

0,96

0,37

Мин.

6,00

0,13

0,14

0,26

0,19

0,22

0,06

0,27

0,20

0,69

0,29

Макс.

10,55

0,21

0,22

0,44

0,31

0,38

0,08

0,49

0,37

1,31

0,50

CV

9,99

8,45

8,15

8,27

9,04

9,72

6,46

10,29

10,81

12,61

9,31

Соевый шрот,

n=81

Ср.

44,23

0,60

0,65

1,25

2,74

1,71

0,60

3,24

2,01

3,35

2,09

Мин.

39,46

0,52

0,59

1,10

2,39

1,48

0,50

2,84

1,68

2,91

1,83

Макс.

47,60

0,64

0,70

1,32

2,97

1,84

0,64

3,57

2,18

3,63

2,26

CV

3,99

4,10

3,52

3,69

4,22

4,43

4,40

4,37

4,98

4,90

4,57

Подсолнечный шрот,

n=110

Ср.

35,12

0,77

0,55

1,32

1,23

1,27

0,47

2,79

1,39

2,17

1,70

Мин.

24,55

0,57

0,37

0,86

0,89

0,93

0,35

1,78

0,91

1,52

1,21

Макс.

41,64

0,90

0,63

1,54

1,42

1,48

0,55

3,33

1,65

2,55

2,00

CV

8,46

7,88

8,64

8,87

9,17

7,78

8,23

10,46

8,83

8,04

8,51

Подсолнечный жмых,

n=27

Ср.

30,38

0,67

0,48

1,14

1,03

1,11

0,41

2,34

1,20

1,89

1,47

Мин.

24,55

0,56

0,37

0,86

0,87

0,91

0,35

1,78

0,91

1,52

1,21

Макс.

36,71

0,79

0,55

1,36

1,26

1,31

0,50

2,92

1,45

2,26

1,77

CV

9,93

9,56

10,31

10,76

10,30

9,62

9,49

12,13

10,69

10,12

10,11


Таблица 3

Уровень обменной энергии для птицы (ккал/кг) и уровень обменной и чистой энергии для свиней (МДж/кг)


Культура

ОЭ птицы

ОЭ растущие свиньи

ОЭ свиноматки

ЧЭ растущие свиньи

ЧЭ свиноматки

Пшеница,

n=223

Ср.

3084

13,81

13,99

10,71

10,97

Мин.

3037

13,44

13,61

10,42

10,71

Макс.

3111

14,11

14,29

10,92

11,17

CV

0,45

0,92

0,93

0,75

0,69

Ячмень,

n=143

Ср.

2740

12,79

13,04

9,82

10,15

Мин.

2664

12,14

12,38

9,33

9,70

Макс.

2814

13,28

13,54

10,26

10,56

CV

1,03

1,70

1,70

1,73

1,57

Кукуруза,

n=140

Ср.

3326

14,35

14,85

11,42

11,66

Мин.

3284

14,25

14,74

11,28

11,52

Макс.

3370

14,43

14,93

11,56

11,80

CV

0,56

0,35

1,70

0,58

0,57

Соевый шрот,

n=81

Ср.

2256

14,08

14,79

9,11

9,49

Мин.

2123

13,35

14,02

8,49

8,95

Макс.

2346

14,48

15,20

9,41

9,79

CV

2,19

1,93

1,93

2,16

1,80

Подсолнечный шрот,

n=110

Ср.

1551

11,50

12,58

6,76

7,60

Мин.

1377

11,27

10,69

5,57

6,62

Макс.

1909

11,72

13,70

8,07

8,84

CV

6,01

2,77

4,99

7,41

5,88

Подсолнечный жмых,

n=27

Ср.

1813

11,24

12,53

7,38

8,27

Мин.

1607

10,51

11,48

6,57

7,67

Макс.

1940

12,37

13,55

8,27

8,91

CV

5,96

5,05

5,44

6,89

4,84



Количество показов: 5658
Автор:  А. Японцев, специалист технического сервиса ООО «Эвоник Химия»

Возврат к списку


Материалы по теме: