Обзоры и прогнозы

Устойчивое развитие животноводства на основе международных требований по безопасности и качеству продукции 07.12.2020

Устойчивое развитие животноводства на основе международных требований по безопасности и качеству продукции


— Владимир Васильевич, расскажите, пожалуйста, насколько обеспечены животным белком

страны ЕАЭС?

— С переходом России и стран ЕАЭС на международные рыночные отношения развитие отрасли животноводства (общий термин «животноводство» включает в себя птицеводство, свиноводство, молочное и мясное скотоводство, аквакультуру и т.д.) стало осуществляться такими темпами, какие нам и не снились в советское время. Со временем недостаток животного белка сменился его избытком, что позволило взять курс на экспорт. В то же время затоваренность рынка привела к жесткой конкуренции производителей и снижению инвестиционной привлекательности отрасли. Наступил новый этап развития животноводства, в котором происходит перераспределение рынка в пользу динамично развивающихся компаний.

— Что рекомендуют ведущие эксперты, чтобы завоевать или сохранить лидирующие позиции в своей нише и продвинуться в международных поставках?

— Признанные международные эксперты разработали и уже достаточно давно ввели в практическое применение в качестве стандартов методы устойчивого развития производства сельскохозяйственной продукции, которые называются «менеджмент безопасности и качества продукции».

Главное достоинство таких стандартов — это системность, точность и последовательность действий, позволяющих с минимальными затратами средств и времени успешно развивать ваш бизнес. Системность, точность и последовательность — это не красивые слова, а необходимость для получения конкретных, объективных результатов своей работы, которые можно выразить в цифрах. По сути, эти стандарты — пошаговая инструкция для вывода вашей компании на лидерские позиции на отечественном и международном рынках сбыта.

Они разработаны на основе признанного во всём мире метода производства прежде всего безопасной продукции, который называется Hazard Analysis and Critical Control Points (анализ рисков и критические контрольные точки), или сокращённо НАССР.

НАССР — это концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции. Особое внимание в документе обращено на критические контрольные точки, в которых все виды рисков могут быть предотвращены, устранены или снижены до приемлемого уровня в результате целенаправленных мер контроля.

Моё общение с представителями государственных органов Европейского союза показало, что наличие именно действующей системы НАССР является обязательным требованием контроля деятельности компании со стороны государства. Потому что безопасность продукции может быть обеспечена в первую очередь государственным контролем.

— На каких принципах основана система НАССР?

— Контроль осуществляется по всей цепи производства пищевой продукции, как пишут, «от поля до вилки», что отражено в международном стандарте ISO 22000 «Система менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции». Этот документ, в свою очередь, так же базируется на НАССР и включает, кроме того, основные требования к менеджменту качества продукции.

Помимо перечисленного, настоящий стандарт основан на принципах, которые являются общими для всех других стандартов системы менеджмента ISO. Многие специалисты считают ISO 22000 стандартом, объединяющим менеджмент безопасности продукции с менеджментом качества продукции.

Объединённая комиссия ФАО/ВОЗ «Кодекс Алиментариус» относит методические указания по НАССР к основным документам в области гигиены пищевых продуктов по всей цепи «от поля до вилки». В России и странах Евразийского экономического союза НАССР в сельском хозяйстве впервые стали применять иностранные компании, связанные с производством комбикормов, а затем отечественные производители пищевой продукции в связи с требованиями Технического регламента.

В остальных направлениях агропромышленного комплекса это носит случайный характер. В нашей стране внедрение менеджмента безопасности и качества продукции на животноводческих предприятиях является делом добровольным. Это позволяет разрабатывать и внедрять их вдумчиво и не бояться «дамоклова меча» контролирующих органов.

В противном случае обязательная сертификация по НАССР может привести к разгулу мошенников, гарантирующих сертификацию в течение нескольких дней, а это самое опасное, что может произойти с точки зрения дискредитации менеджмента безопасности и качества продукции животноводства.

В РФ и странах ЕАЭС актуальность развития систем менеджмента безопасности и качества продукции связана прежде всего:

– с экспортом продукции,

– высокой конкуренцией компаний — производителей животноводческой продукции,

– с эпизоотическими рисками по АЧС и другим болезням животных.



— Как Вы считаете, где находится основная болевая точка, которая затрудняет продвижение продукции за рубеж?

— Убеждён, что проблема заразных болезней животных и безопасность продукции животноводства — системная и требует системного решения на долговременной основе при полном взаимодействии бизнеса с Россельхознадзором и органами власти в каждом регионе. Сообщаю об этом ответственно, так как являюсь членом Общественного совета Россельхознадзора: на наших заседаниях постоянно обсуждается тема распространения инфекционных болезней на территории Российской Федерации, их влияние на продовольственную безопасность.

Для выхода из бесконечного «замкнутого круга» считаю необходимым поручить решение этого вопроса конкретной животноводческой компании в тех регионах, где локализовано её производство.

— Есть ли предложения у Ассоциации производителей кормов Евразийского экономического союза для облегчения сложившейся ситуации?

— Предлагаю объединить усилия бизнес-сообщества в неблагополучных регионах по обеспечению безопасности (прежде всего биологической) и качеству продукции животноводства. Организационную работу по этому вопросу Ассоциация производителей кормов Евразийского экономического союза, которую я представляю, готова взять на себя.

В то же время считаю необходимым вести эту работу при взаимодействии и поддержке Россельхознадзора, с которым мы работаем в полном взаимопонимании. Минсельхоз оказывает и последовательно содействует нам в части внедрения международных требований менеджмента безопасности и качества продукции в формулировке «от поля до прилавка».

Эта крылатая фраза постоянно фигурирует в лексиконе нашего министра сельского хозяйства, а ведь речь идёт об ISO 22000 (см. ГОСТ Р ИСО 22000-2019, область применения, второй абзац: «Все требования настоящего стандарта являются универсальными, и они предназначены для применения ко всем организациям в цепи создания пищевой продукции, независимо от их размера и сложности. Организации, которые задействованы напрямую или опосредованно в данной цепи, могут включать производителей кормов, производителей животных, используемых при производстве пищевой продукции, растениеводческие предприятия, фермеров, производителей ингредиентов, изготовителей пищевых продуктов, предприятия розничной торговли, общественного питания, предприятия доставки пищевых продуктов на место их потребления, поставщиков услуг по уборке и санитарной обработке, транспортные предприятия, предприятия по хранению и оптовой торговли, а также поставщиков оборудования, моющих и дезинфицирующих средств, упаковочных материалов и других материалов, контактирующих с пищевыми продуктами»). Согласитесь, звучит более чем актуально в период пандемии коронавируса. Обращаю внимание, что корма в этом перечне стоят на первом месте.

Примером работы Россельхознадзора в указанном направлении может служить опыт отслеживаемости в системе «Меркурий», а также контроля поголовья в животноводстве. И в этом случае речь идёт об ISO 22000, где система прослеживаемости — одна из основ (см. ГОСТ Р ИСО 22000-2019, п. 8.3: «Система прослеживаемости должна быть способна однозначно идентифицировать каждую партию материала, поступающего от поставщиков, и первый этап маршрута распределения конечного продукта»). То же самое отражено в Кодексе здоровья наземных животных МЭБ, который также основан на НАССР, т. 2, словарь терминов: «Прослеживаемость — возможность проследить животное или группу животных по всему циклу жизни животного или группы животных».

Не буду перечислять документы, разработанные Правительством Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства и Россельхознадзором, призванные стимулировать работу по контролю эпизоотической ситуации, они хорошо известны.

— Что мешает реализации этого взаимодействия?

— Анализируя ситуацию, я пришел к выводу, что Россельхознадзор полностью открыт для бизнеса. Однако многие компании не спешат к такому взаимодействию — опасаются штрафов, репрессий и ограничений в своей практической деятельности. Ассоциация производителей кормов ЕАЭС обеспечит взаимодействие Россельхознадзора и бизнеса без рисков карательных санкций.

— Почему именно Ассоциация производителей кормов ЕАЭС?

— Во-первых, кормопроизводство объединяет все направления животноводства. С этим трудно спорить. Во-вторых, мои консультации с животноводческими союзами и ассоциациями по сотрудничеству привели к следующему обобщённому ответу: «Мы тебя поддерживаем, но заниматься этим сами не будем».

Думаю, это честный и в тоже время позитивный ответ. Животноводческие союзы и ассоциации готовы нам помогать, а не видеть в нашей ассоциации конкурента. Мой практический опыт по внедрению систем менеджмента безопасности и качества продукции может помочь вашей компании решить проблемы безопасности и качества продукции животноводства в каждом конкретном регионе локализации вашего производства на системной, саморазвивающейся основе, которая приводит к позитивному изменению менталитета персонала. Так как, по мнению Россельхознадзора, по биологической безопасности мы имеем постоянные проблемы именно с персоналом.

Обращаю ваше особое внимание, что менеджмент безопасности и качества продукции позволяет переформатировать сотрудников в единомышленников, а это уже совершенно другой уровень развития компании. Для меня это было, пожалуй, самым удивительным открытием в моей практической деятельности на производстве.

— Где находится ключ к решению проблемы?

— Я думаю в регионах. Это связано с принятой в международной практике компартментализацией, т.е. обеспечением биобезопасности в конкретном регионе. Реально обеспечить биобезопасность можно только в результате объединённых усилий локально расположенного бизнеса, местных органов власти, Россельхознадзора, Минсельхоза России и Правительства Российской Федерации. Если этого взаимодействия нет, мы будем и дальше наблюдать вялотекущие попытки как-то исправить ситуацию с эпизоотикой.

В то же время, работая в Общественном совете Россельхознадзора, я чётко понял, что органы власти и бизнес реально заинтересованы в некоммерческом партнёрстве. Центральный аппарат Россельхознадзора готов помочь компаниям, консолидированным в рамках своего региона, в работе по формированию системной защиты от заразных болезней животных как в информационном, так и организационном плане, но при обращении бизнес-сообщества.

У нас есть реальная возможность направить деятельность государственных органов власти на развитие вашего бизнеса. Однако некоммерческое партнёрство бизнеса и органов власти возможно только в атмосфере взаимного доверия, и наша ассоциация обеспечит такое доверие без информирования о «скелетах в шкафу» конкретной компании.

Эта работа проводится в соответствии с прямым назначением отраслевых союзов и ассоциаций, а именно обеспечение взаимодействия бизнеса и власти. Сейчас Россельхознадзор, Минсельхоз России, отраслевые животноводческие союзы за такое взаимодействие. Что называется, «звёзды сошлись».

Поэтому дело за животноводческими компаниями, которые должны прежде всего для себя самих принять решение системно заниматься менеджментом безопасности и качества своей продукции. Развитие систем менеджмента безопасности и качества продукции в нашей стране и странах Евразийского экономического союза неизбежно. И если наши животноводческие компании этим не будут заниматься, то будут заниматься их конкуренты, а на мировом рынке конкуренты уже давно в теме.

Цена вопроса — вступление в нашу ассоциацию. Приглашаю к сотрудничеству.

— Спасибо за интересный разговор!


Беседу вела Ю. Шешенина



Количество показов: 1797

Возврат к списку


Материалы по теме: