Подписка на обновления

Banner_vert.gif



Интервью с генеральным директором Национального Союза свиноводов (НСС) Юрием Ковалевым / Interview with Director General of the National Union of Pig Producers Yurij Kovalev

Интервью с генеральным директором Национального Союза свиноводов (НСС) Юрием Ковалевым / Interview with Director General of the National Union of Pig Producers Yurij Kovalev 12.05.2021

Интервью с генеральным директором Национального Союза свиноводов (НСС) Юрием Ковалевым / Interview with Director General of the National Union of Pig Producers Yurij Kovalev

Юрий Ковалев, генеральный директор Национального союза свиноводов

— Какие основные задачи решали свиноводы в 2020 году?

— Главная проблема свиноводства в 2020-м и далее до 2024 года — это риск избытка производства свинины в России. Мы помним, что в 2012 году наша страна была импортером № 1 продукции свиноводства. Однако уже в 2018 году мы вышли на 100% самообеспеченность. В 2019 году прирост производства продолжился и экспорт мяса впервые превысил импорт. Россия де-факто стала нетто-экспортером, что было признано международными экспертами мясного рынка беспрецедентным. В 2020 году достигнута очередная победа отрасли: Россия уверенно вошла в ТОП-10 мировых экспортеров свинины.

В конце 2019 года НСС обозначил главную проблему для свиноводства в 2020-м и далее до 2024 года — это риск пресыщения рынка свинины в России. Этот интенсивный прирост производства будет происходить за счет сделанных инвестиций, кредитов на развитие товарного производства в 2018 году. По плану новые мощности будут вводиться до 2021 года с выходом на конечный объем производства в 2023–2024 годах, что создает реальный риск затоваривания рынка.

— Каких показателей достигли свиноводы в 2020-м?

— В середине 2019 года НСС прогнозировал, что в 2020 году при 100% самообеспеченности ожидался прирост на уровне 450–500 тыс. тонн в живом весе. По итогу 2020 года сельхозпредприятия увеличили производство почти на 11% (476 тыс. тонн в живом весе), а в убойном весе все сектора свиноводства, с учетом падения в ЛПХ и КФХ, прибавили почти 350 тыс. тонн (табл. 1). Общий объем производства свинины в живом весе составил 5,5 млн тонн, а в убойном — 4,3 млн тонн.

Производство свинины в РФ 2020

По итогам года прирост в СХП — 373 тыс. тонн в убойном весе.
At the year-end, the increase in agricultural enterprises amounted to 373 thousand tons in slaughtering weight.
Общий прирост производства достиг почти 350 тыс. тонн в убойном весе, что почти в 2 раза больше,
чем в 2019 г.
The total increase in production reached almost 350 thousand tons in slaughtering weight, which is almost 2 times
more than in 2019.
Общий объем производства при этом составит около 4,3 млн тонн в убойном весе.
The total production volume will be about 4.3 million tons in slaughtering weight.

Такое излишнее предложение подталкивает к ужесточению конкуренции и потенциальному снижению цен. Однако во втором полугодии сработал «ковидный фактор». Наше население не выехало на отдых, период шашлыков растянулся с мая по октябрь, и произошло снижение оптовой цены на свинину при стабильности цен на птицу. Правительство поддержало покупательскую способность населения целевыми выплатами (на детей, медикам и так далее). Результат воздействия этих факторов — рост внутреннего потребления почти на 170 тыс. тонн (около 4%). При этом обвального падения цен на живых свиней на 10% не случилось (это было одним из существенных рисков), они остались на уровне 100 руб. за килограмм.

Важный показатель, определяющий уровень производства, — среднедушевое потребление мяса, которое достигло 76,5 кг. Это самый высокий показатель за всю новейшую историю России. Потребление свинины составило почти 28 кг в год на человека — это самый высокий уровень за последние 30 лет.

— Каких показателей производства достигли лидеры отрасли?

— Повторюсь: 5,5 млн тонн в живом весе произвели все предприятия в 2020 году. Производство в промышленном свиноводстве составило 3,833 млн тонн, из них ТОП-20 — 3,485 млн тонн. Таким образом, доля ТОП-20 в промышленном производстве превысила 71%, и именно они обеспечили практически все приращение выпуска продукции (табл. 2).


Рейтинг крупнейших производителей свинины в РФ 2020

ТОП-3 +200 тыс. т
TOP-3 +200 thousand tons.
Доля ТОП-3 составляет 23%, тогда как на развитых рынках она достигает 50%.
The share of TOP-3 is 23%, while in developed markets it reaches 50%.
По сравнению с 2019 г. объем ТОП-20 вырос на 476 тыс. тонн, а их доля выросла более чем на 3%.
Свыше 85% прироста обеспечивают 10 крупнейших компаний.
Compared to 2019, the volume of TOP-20 increased by 476 thousand tons, and their share increased
by more than 3%. Over 85% of the growth is provided by the 10 largest companies.

Отмечу, что 85% увеличения производства в ТОП-20 фактически осуществляется десятью крупнейшими компаниями, то есть уровень консолидации отрасли все время увеличивается. Однако наш уровень концентрации производства пока еще не достиг аналогичного показателя в мясном бизнесе у развитых стран, где на долю ТОП-3 приходится 50% всей выпускаемой продукции. Доля ТОП-3 в РФ составляет порядка 23%, но именно они формируют почти 50% прироста.

— Вы сказали, что производство свинины увеличилось на 350 тыс. тонн. Как же распределились эти дополнительные объемы мяса, что произошло с импортом?

— Импорт практически обнулился, он упал почти на 90% — до 11 тыс. тонн, из которых половина это свинина, а другая половина — субпродукты. Таким образом, снижение импорта дало дополнительный объем почти 80 тыс. тонн для отечественного производства. Это даже лучше ожидаемого прогноза (табл. 3).

Импорт мяса в РФ 2020

По сравнению с прошлым годом импорт «убрал» с рынка почти 80 тыс. тонн свинины (лучше прогноза НСС)
Compared to last year, import took off the market almost 80 thousand tons of pork (better than by NSS forecast)
Импорт говядины продолжает снижение из-за высоких цен и снижения курса национальной валюты
Beef import continues to decline due to high prices and depreciation of the national currency
Переход на плоскую пошлину в 25%, низкая цена на свинину на внутреннем рынке, девальвация
рубля, а также рост цен на свинину в мире из-за АЧС в странах ЮВА.
The transition to a flat duty of 25%, a low price for pork on the domestic market, devaluation of the ruble,
as well as an increase in pork prices in the world due to ASF in South-East Asia.

Главная причина снижения импорта — переход с 1 января по условиям ВТО на плоскую пошлину 25%. Еще нивелированию импорта способствовала низкая цена на наш продукт на внутреннем рынке. Дополнительными факторами стали девальвация рубля и рост стоимости свинины в мире из-за АЧС. То есть наш рынок по сравнению с азиатскими рынками уже перестал быть интересным для крупнейших экспортеров свинины.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее об экспорте. Ранее НСС прогнозировал рост экспорта на 2020 год, а как сложилась ситуация в действительности?

— Данные по внешнеторговым сделкам оказались даже лучше, чем мы прогнозировали. Экспорт свинины вырос практически на 90%, достигнув 206 тыс. тонн (344 млн USD). Очень важно, что более чем в два раза — на 118% вырос экспорт свиного мяса, доля которого от общих поставок свиноводческой продукции достигла 65%. Таким образом, с нашего внутреннего рынка ушел импорт (80 тыс. тонн) и заграничные поставки дополнительно освободили более 90 тыс. тонн, общий освободившийся объем внутреннего рынка составил более 170 тыс. тонн (табл. 4). Это огромное достижение, успех.

Экспорт мяса из РФ 2020

Рост экспорта на более чем 90 тыс. тонн в совокупности со снижением импорта на 80 тыс. тонн «убрал»
с рынка более 170 тыс. тонн свинины!!!
An increase in export by more than 90 thousand tons, together with a decrease in import by 80 thousand tons,
took off the market more than 170 thousand tons of pork!!!

По итогам года экспорт всех видов мяса вырос на 56% и составил более 0,5 млн тонн
At the year-end, the export of all types of meat increased by 56% and amounted to more than 0.5 million tons

Экспорт продукции свиноводства вырос на 90%, превысив 206 тыс. тонн (344 млн USD). При этом
наиболее существенно (+118%) вырос экспорт свинины, доля которого от общего экспорта достигла
65%. Экспорт свиных субпродуктов увеличился (+45%) за счет восстановления объемов экспорта
в Гонконг и Вьетнам.
The export of pig products increased by 90% and exceeded 206 thousand tons (344 million USD). At the same
time, the most significant (+ 118%) increase was seen in pork exports, whose share of total exports reached
65%. Export of pork co-products increased (+ 45%) driven by a recovery in exports to Hong Kong and Vietnam.

Важна стоимостная оценка экспорта. Экспорт всех видов мяса составил более полумиллиона тонн, это почти 880 млн USD. А с учетом колбасной продукции, которая экспортируется в основном в страны бывшего Советского Союза, СНГ экспорт продукции превысил даже 1 млрд USD. Это очень хорошее дополнение валютного дохода.

— Какие направления экспорта стали для нас главными?

— Основными странами — покупателями продукции свиноводства стали Украина, Беларусь, Вьетнам и Гонконг, поставки в которые значительно выросли в 2020 году. Экспортные поставки во Вьетнам показали шестикратный рост. Всего 20 предприятий РФ импортировали во Вьетнам в прошлом году более 60 тыс. тонн свинины. Важными точками роста стали рынки Монголии и Казахстана (табл. 5).

Но вызывает настороженность тот факт, что при том, что нам открыто 20 стран для экспорта, практические продажи (85%) идут лишь в 4 страны. Необходимо расширять круг экспортных партнеров.

Из ряда задач, стоящих перед нашими экспортерами в страны Юго-Восточной Азии, я бы еще выделил недостаточное наличие мощностей по заморозке.

суммарный экспорт продукции свиноводства 2020

Экспорт во Вьетнам показал почти 6-кратный рост
Exports to Vietnam showed almost six-fold growth


Важными точками роста стали рынки Монголии и Казахстана
Markets in Mongolia and Kazakhstan have become important growth points

В 2020 г. более 20 стран импортировали свинину российского производства. При этом экспорт в четыре
страны (Вьетнам, Гонконг, Украину и Беларусь) составил более 85% (178 тыс. тонн).
In 2020, more than 20 countries imported Russian-made pork. At the same time, exports to four countries
(Vietnam, Hong Kong, Ukraine and Belarus) amounted to more than 85% (178 thousand tons).
Для снижения рисков необходима дальнейшая диверсификация направлений
Further diversification of directions is required to reduce risks


Хочется с удовлетворением отметить, по разным оценкам, экспорт продукции АПК в прошлом году составил более 30 млрд USD (30,3 млрд), что более чем в два раза превышает экспорт продукции военно-промышленного комплекса и сопоставимо с экспортом газа, который составляет 32,1 млрд USD. И еще повод для гордости: экспорт продукции АПК превысил импорт продовольствия в страну.

— Поделитесь, пожалуйста, основными прогнозными тенденциями на 2021 год.

— Мы ожидаем, что в этом году прирост производства продолжится. Однако если в 2020 году мы приросли на 350 тыс. тонн в убойном весе, то в 2021 году мы ожидаем прирост порядка 150, может быть, 170 тыс. тонн. Далее, если в 2020 году приятным сюрпризом было снижение импорта, то в 2021 году такого резерва у нас нет. Следующий резерв — увеличение экспорта. Здесь тоже, к сожалению, у нас особых перспектив больше нет, поскольку мы заняли определенную долю — почти четверть на рынке Вьетнама и примерно столько же Гонконга. При этом у нас отсутствует допуск на рынок Китая и его может и не случится в 2021 году. Поэтому даже при благоприятном сценарии (это я говорю об отсутствии какой-то эпизоотии или, не дай бог, каких-то макроэкономических или геополитических рисков) экспорт продукции свиноводства останется на уровне 200 тыс. тонн (плюс-минус 10).

Три вышеупомянутых фактора (прирост производства, практически полное отсутствие резервов по снижению импорта и росту экспорта) теоретически говорят о том, что в 2021-м среднегодовая цена на живых свиней должна снизиться еще на 4–5% от цены 2020 года. А в 2019 и 2020-м она у нас была 100 рублей с НДС. Однако, как я уже сказал, совокупность других факторов, которые происходят прямо сейчас на наших глазах, может оставить цену на прошлогоднем уровне (порядка 100 тыс. руб. за тонну). Серьезную угрозу маржинальности бизнеса представляет резкий рост затрат на корма. Имеется в виду рост цен не только на зерно, но и на все составляющие: шроты, масла, витамины, аминокислоты, ветеринарные препараты и так далее, что повышает рост индекса себестоимости на 25%. Если раньше это еще удавалось как-то компенсировать за счет имевшейся маржи, то в 2021 году встает вопрос о реальном переходе маржи к обнулению, а может быть, и к отрицательному балансу.

— Как Союз свиноводов может «разрулить» эти риски?

— Ситуация очень тревожная, и, безусловно, она находится в центре внимания и Союза, и Минсельхоза, и Правительства. Мы совместно с Национальным союзом птицеводов выступили главными инициаторами ограничения внутренних цен на рынки зерна путем регулирования внутреннего рынка через экспортные пошлины и квоты. В конечном итоге эта инициатива была поддержана. Практически на все зерновые и масличные введены экспортные квоты.

В настоящее время, насколько нам известно, цены действительно снизились до 14–14,5 руб. Пока недостаточно объема зерна для внутреннего потребления, потому что из ЦФО, южных и примыкающих регионов Поволжья очень много вывезено. Осталось много зерна и в Сибири, и на Урале. Поэтому в ближайшее время нужно организовывать его поставки на европейскую часть. Сегодня мы наблюдаем только первый эффект действия пошлин, далее, мы считаем, нужно введение на постоянной основе плавающей пошлины на зерновые. Это будет стимулировать производителей продавать зерно, а не придерживать его в надежде, что пошлины скоро прекратятся.

— Какие основные тенденции развития отрасли Вы могли бы выделить?

— Первое — это доведение ключевых показателей продуктивности до лучших отраслевых значений, что является главным элементом конкурентоспособности. Прежде всего — выход на одну свиноматку более чем 3,5 тонны в живом весе (а скорее к 4 тоннам) и конверсия корма от 2,8 и ниже.

Второе — это повышение уровня вертикальной интеграции, что является наиболее серьезным снижением риска колебаний цен на зерно. Считаю, что обеспеченность собственным зерном хотя бы на 50% — необходимый уровень. Также очень важны собственный убой и глубокая разделка, уровень которой нужно стремиться довести до 100%.

Третье — инвестирование в маркетинг, в рекламу, во все, что обеспечивает стабильность и рентабельность продаж.

Четвертое — экспорт. Нужно расширять географию поставок, создавать специальные экспортные отделы, готовить кадры, мощности по заморозке и так далее. Нужно работать над открытием рынка Китая. Хотя процесс очень сложный, мы работаем и будем продолжать над этим работать.

Пятая тенденция — неизбежность масштабирования бизнеса, скорее всего, сделки поглощения и выход из бизнеса слабых игроков (рис. 1).

Конечно, новые ценовые реалии — взрывной рост стоимости зерна и валютозависимых компонентов. И это тоже вызов, с которым нам предстоит бороться.

основные прогнозные тенеденции по свиноводству на 2021




Беседу вела В. Дубинская

Interviewed by V. Dubinskaya


Резюме:
По итогу 2020 года в России общий объем производства свинины составил в живом весе 5,5 млн тонн, а в убойном —
4,3 млн тонн. Импортные поставки обнулились. Экспорт свинины вырос практически на 90%, достигнув 206 тыс. тонн
(344 млн USD).

Summary:
At the end of 2020, the total volume of pork production in Russia amounted to 5.5 million tons in live weight, and 4.3 million
tons in slaughtering weight. Import shipments were zeroed. Pork export increased by almost 90% and reaching 206 thousand tons
(344 million USD).



Количество показов: 892

Возврат к списку


 
       Яндекс.Метрика       
     
Создание и продвижение сайтов - ПродвигаеФФ.ру