Подписка на обновления

Banner_vert.gif



Птицеводство 2020: новые рубежи /Poultry 2020: new frontiers

Птицеводство 2020: новые рубежи /Poultry 2020: new frontiers 16.02.2020

Птицеводство 2020: новые рубежи /Poultry 2020: new frontiers


— Владимир Иванович, в 2020 году российское промышленное птицеводство перешагнет свой 55-летний рубеж. Сегодня промышленное птицеводство и в России, и в мире — самая высокотехнологичная, быстро окупаемая отрасль животноводства, которая производит диетические, высокобелковые продукты. Напомните, пожалуйста, основные этапы становления нашей отрасли.

В.И.: До 1965 года в СССР главным источником пищевого белка была говядина, а птицеводство находилось не на первых ролях. Об этом говорят ключевые цифры: производство яиц составляло 16,8 млрд штук (133 яйца на душу населения). В 1965-м было принято государственное решение о создании в стране промышленного птицеводства. Для его реализации был основан Птицепром СССР. Это дало возможность осваивать интенсивные технологии. Так, содержание птицы в клеточных батареях позволило сделать мощный рывок: уже к 1990 году мы производили 47,5 млрд яиц, то есть 322 яйца на душу населения, и вошли в ТОП-10 стран по производству яйца.

А потом по стране прокатилось ельцинско-гайдаровское торнадо. К 1997 году снижение производства составило 15 млрд штук, а на душу населения производилось только 218 яиц. Надо было что-то менять, и в 2001 году по инициативе министра сельского хозяйства Алексея Васильевича Гордеева и его первого заместителя Сергея Алексеевича Данкверта создается Российский птицеводческий союз, а также разрабатывается программа развития птицеводства, которая была поддержана государственными инвестициями. После этого начался рост. Если говорить о последних достижениях, то в 2018 году отрасль произвела 44,9 млрд штук яиц. По итогам 2019 года мы достигнем уровня в 45 млрд (305 яиц на душу населения). Это вполне обеспечивает потребности населения страны. 


— Расскажите, пожалуйста, как развивалось отечественное мясное птицеводство?

В.И.: В 1965 году валовое производство мяса птицы составляло 371 тыс. тонн. Из них в птицеводческих хозяйствах производилось 111 тыс. тонн, а 260 — в личных хозяйствах. В это время мы производили на душу населения в год 2,9 кг мяса птицы. Создание Птицепрома и переход на интенсивные формы выращивания инициировали появление бройлерных фабрик. В 1990 году в РФ производилось 1 млн 801 тыс. тонн мяса, а на душу населения — 12,2 кг мяса птицы. Затем последовал провал 90-х: так, в 1997 году производилось 630 тыс. тонн мяса птицы, а на душу населения — лишь 4,3 кг. Тогда-то и хлынула к нам импортная продукция. Доля импорта в птицеводстве составляла 67%, а по законам экономики, если собственное производство даёт менее 50% продукции, то отрасль считается банкротом. Как выходить из тяжелейшего состояния? И опять понадобилась работа Российского птицеводческого союза и программы развития птицеводства. Прошло немного времени, и в 2005 году мы уже вышли на 1 млн 389 тыс. тонн собственного производства, что обеспечило 9,7 кг мяса птицы на душу населения. Далее мы ежегодно добавляли 15–17% прироста курятины. В 2018 году отрасль вышла на показатель 4 млн 975 тыс. тонн. В 2019 году мы перешагнём планку в 5 млн тонн, а на душу населения — около 35 кг. Это мой прогноз.

— Владимир Иванович, а каковы показатели мирового птицеводства?

В.И.: В книге «Мировое и российское птицеводство: реалии и вызовы будущего» (2019 г.) я писал, что во всем мире идёт наращивание выпуска мяса птицы. Ещё 3–5 лет назад ученые прогнозировали, что к 2020 году мясо птицы обгонит рынок свинины и станет номером один среди других мясных производств. А это произошло уже в 2016 году! По данным ФАО ООН, в 2016 году было произведено 120,3 млн тонн мяса птицы, свинины — 118,1 млн тонн, говядины — 65,9 млн тонн. И эта тенденция продолжается. Производство мяса птицы на душу населения, если взять усредненный мировой показатель, в 2016 году составило 16,1 кг, свинины — 15,8 кг, говядины — 8,8 кг.

— Есть ли футурологический прогноз по отрасли?

В.И.: Крупнейшие мировые учёные-социологи полагают, что в период с 2010 по 2050 год население земли увеличится на 35% и составит 9,3 миллиарда. Согласно видению экспертов, в 2050 году глобальный рынок мяса всех видов вырастет на 70,7% по сравнению с 2010 годом и составит 505,4 млн тонн. За этот период производство говядины прирастёт на 31%, свинина добавит 59,3%, баранина — 28,2%, а выпуск мяса птицы увеличится на 122,5%. То есть локомотивом животноводства будет птицеводство (основная роль) и свиноводство; такие же темпы прироста по яйцу. И этот прогноз сбывается.

Нам повезло, что мы работаем в такой отрасли. Ни один этнос, ни одна религия не отвергает потребление яйца и мяса птицы. Вы посмотрите, ведь основной-то прирост населения — в азиатских странах, где много мусульман. Они делают ставку в развитии на мясо птицы.

— А как с потреблением на душу населения в разных странах?

В.И.: Есть данные производства мяса птицы на душу населения в мире по 2017 году. Лидеры здесь Израиль (75,6 кг), Бразилия (67,8), США (67,5), Нидерланды (65 кг). Мы в 2017 году употребляли в пищу только 33,7 кг, но считать, что не нужно больше развивать отрасль, недальновидно. Надо ее поддержать сейчас, чтобы и обеспечить население страны, и стать крупнейшими экспортерами птицепродукции. Потребление мяса повсеместно растет, и это мировой тренд.

— Назовите, пожалуйста, другие глобальные векторы развития отрасли.

В.И.: Вторая мировая тенденция — это расширение ассортимента видов мяса птицы. Бройлер, конечно, основной продукт, но нужно выращивать индейку, цесарок, перепелов, уток и гусей. Раньше считали, что у водоплавающих жирное мясо. Однако селекционеры создали новые кроссы и породы, у них содержание жира в тушках сокращено на 8–12%. Статистика последних 20 лет показывает рост мирового производства мяса водоплавающей птицы. Кстати говоря, эту тенденцию поддерживают и отечественные селекционеры. В нашем селекционно-генетическом центре «Благоварский» созданы кроссы, у которых содержание жира снижено на 8%. Во всем мире и у нас наращивают производство перепелов. В России самая крупная Угличская перепелиная фабрика — там производят до 1 миллиона яиц в день.

Другое важное направление развития отрасли — глубокая переработка продукции птицеводства. Если говорить про яйцо: зачем нужна его глубокая переработка, когда Всевышний нам упаковал его в скорлупу? Вот сейчас все озабочены экспортом. А как экспортировать яйцо в скорлупе? Нужна глубокая переработка. Мы в РФ продаём порядка 75% яиц в скорлупе, еще около 10% мы реализуем функционального яйца. Доля сухих яичных порошков около 6%, и 6,3% выпускается в жидком состоянии. Отметим фабрику «Роскар» в Ленинградской области, которая может перерабатывать в сутки 1 млн 400 тыс. яиц, выпуская больше 18 наименований продуктов. У нас есть Боровская птицефабрика, «Волжанин», Усолье-Сибирская птицефабрика в Иркутской области, где хорошо поставлена переработка. Они выпускают продукты в сухом и жидком виде, которые необходимы для пищевой промышленности и для отправки вахтовикам на Север.

— Владимир Иванович, расскажите, пожалуйста, как формируется экспорт яйца?

В.И.: За 2018 год экспорт яйца из РФ составил 529 млн штук, а в 2019-м он приблизится к цифре 650 млн. Интересно распределились направления вывоза в 2018 году: в страны СНГ — 18,7%, а в дальнее зарубежье — 81,3%. Поставки в СНГ осуществлялись в Украину (Луганская и Донецкая области), Казахстан, Таджикистан, Киргизию, Армению и немножко в Белоруссию. Касательно дальнего зарубежья: больше всего (55%) мы поставили в ОАЭ, 34% — в Монголию, далее Катар, Бахрейн и другие страны. Из новых импортеров назову Малайзию. Самый солидный покупатель, как видите, Эмираты, а там умеют ценить качество! Основные экспортёры по яйцу — это фабрики «Синявинская», «Усолье Сибирское», «Новобарышевское», «Свердловская» и целый ряд других птицефабрик.

По предварительным данным, за 10 месяцев 2019 года экспорт яйца увеличился на 51 млн штук.

— Есть ли подвижки в поставках за рубеж мяса птицы?

В.И.: В 2018 году РФ экспортировала 184 тыс. тонн мяса птицы. Из них 61% экспорта — это СНГ (Украина, Казахстан, Киргизия, Азербайджан и другие), а 39% — Вьетнам, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и другие. Здесь среди импортеров дальнего зарубежья выделяется Вьетнам, который забирает основной объем — 82%. За 10 месяцев 2019 года вывоз мяса птицы вырос незначительно — на 1,9%, или (в абсолютных цифрах) где-то 3 тыс. тонн.

Говоря об экспорте, нужно вспомнить о том, что нам помогает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Россельхознадзор. Важно то, что уже сертифицировано и пролицензировано 40 предприятий в России, которые имеют право поставок в Китай. В 2018 году структура отправляемого мяса выглядела так: 30% субпродуктов, 30% тушек и части тушек 40% (филе грудки, грудка на кости и так далее). Сейчас в Китае увеличился запрос на части и целые тушки. В азиатских странах растет потребность в халяльной продукции. Так что в целом маховик экспорта раскручивается.

— Какие факторы вы бы выделили как важнейшие для развития птицеводства?

В.И.: Есть два ключевых момента для развития любой отрасли и особенно птицеводства — это эффективность и биобезопасность продукции. Обеспечить эти фактора можно, если вы работаете на здоровой птице. Только здоровая птица может дать рентабельное производство.

Под высокой эффективностью мы понимаем интенсивный рост птицы (среднесуточные приросты), конверсию корма (окупаемость продукции), сохранность птицы и выход продукции с единицы площади.

Еще нужно помнить об экологичности производства, это чрезвычайно важно при интенсивном ведении хозяйства.

— Тут мы подошли к теме органической продукции. Как в птицеводстве получить органический продукт?

В.И.: Да, тема «модная» во всём мире и у нас. Появились первые регламентирующие законы. Чтобы получить органическую птицу, нужно кормить ее зерном, которое росло на полях без использования минеральных удобрений, инсектицидов, гербицидов и так далее. А если выращивать растения без удобрений, то урожайность высокой не будет. Зерна будет меньше, и оно будет дороже, а сама птица и яйцо неизбежно повысятся в цене.

Опыт Франции или Голландии показывает, что такая продукция в 2,7 раза дороже обычного бройлера. К тому же, как правило, органического цыпленка забивают не в 35–40 дней, а бьют в 52–56 дней, чтобы нарастить массу. Западный покупатель готов платить. Готовы ли раскошелиться наши люди, зависит от их покупательской способности. Сам фактор производства органической продукции нужно приветствовать. Но в данном случае я бы сделал упор на фермерские крестьянские хозяйства.

— Назовите, пожалуйста, факторы, ограничивающие развитие мирового птицеводства.

В.И.: Среди таких факторов я бы назвал прежде всего земельные ресурсы. США составили карту плодородных земель всех стран мира. И такой земли оказалось 1,87 млрд га. Я рассчитал: в Китае на каждого человека приходится 12 соток плодородных земель, в Индии — 13, в США — 51 сотка, а в России — один гектар и шесть соток. То есть если для многих стран земля является своеобразным лимитирующим фактором, то для России — нет.

Вторым лимитирующим фактором для всего животноводства будут энергетические ресурсы, прежде всего невосполнимые — нефть, природный газ. Нас могут спасти новые ядерные источники; сейчас идут интенсивные исследования этого направления. Было много радужных надежд 10 лет назад на ветровую и солнечную энергию, но сейчас это схлынуло. Для животноводства и птицеводства энергетическими ресурсами является зерно: кукуруза, соя, пшеница. Необходимо расширять спектр нетрадиционного кормопроизводства, производить сорго, тритикале, люпин, горох и другие культуры. Очень перспективным является безалкалоидный люпин. Это высокопротеиновый корм; есть сорта, которые растут как в засуху, так и в дождливый год. Это очень важный момент, и это мировая тенденция.

Третьим мировым лимитирующим фактором будет вода. Ещё 10–15 лет назад казалось смешным, что воду будут продавать на экспорт, а сегодня это обыденность. Опять же, запасы воды у России исключительные.


— Владимир Иванович, а как обстоят дела с развитием племенной базы?

В.И.: Сегодня наше птицеводство, к сожалению, работает только на импортных кроссах, хотя еще недавно, до 2005 года, кроме импортных использовались также и отечественные. Но наметился поворот в лучшую сторону: так, в июле 2016 года вышел указ Президента России № 350, в котором поставлена задача уйти от зависимости в племенном птицеводстве от импорта. Для выполнения этого решения у нас есть отличная база. Я говорю об уникальном генофонде Загорского экспериментального хозяйства, который мы собирали 40 лет, здесь содержится 76 уникальных пород. Было решено начать с создания отечественного бройлерного кросса на базе племзавода СГЦ «Смена». И эта работа сейчас успешно ведётся. Благо, что там были сохранены исходные чистые линии — 82 поколения. Прежде всего птица была полностью очищена от лейкоза. Нам удалось вывести аутосексный кросс бройлеров: петушки с коротким пером, а курочки — с длинным в суточном возрасте. Первые эксперименты показали, что в 35 дней средняя живая масса курочек и петушков была 2110 г, среднесуточный прирост — 60,3 г, конверсия корма — 1,65, сохранность — 98,7%. Создание кросса вовсе не означает, что мы откажемся сразу от импортной генетики. Программой предусмотрено, что к 2025 году этот кросс должен занимать всего 20%.

В 2019 году осуществлен ряд поставок нового кросса в хозяйства и имеются акты испытаний. Отечественные цыплята в сравнении с хорошо известным кроссом показали более низкую себестоимость (на 1,5 руб./кг). Сейчас продолжаются испытания и уже поданы заявки на испытание птицы создаваемого кросса. Теперь стоит задача увеличения поголовья этого кросса. А еще отечественные ученые-селекционеры в 2019 году создали и запатентовали 2 породы перепелов.

Над яичной птицей работает селекционно-генетический центр «Свердловский» совместно с компанией Hendrix Genetic. Сегодня они поставляют свою племпродукцию на 123 предприятия России и стран СНГ. В их планах — создание кросса, который обеспечит 500 яиц за 100 недель жизни.

Селекционно-генетический центр «Благоварский» (Республика Башкортостан) специализируется на создании пород и кроссов водоплавающей птицы. Сейчас на выходе новая порода гусей.

Профиль Северокавказской зональной станции — получение современных кроссов индеек, и работа в этом направлении продвигается.

В заключение нашего интервью хочу сказать, что достижения нашей отрасли, начиная от работы Птицепрома СССР, а затем Российского птицеводческого союза, основаны на фундаментальных и прикладных разработках нашей науки. Генераторами инноваций были институты ВНИТИП, ВНИИПП, Сибирский институт птицеводства, Московская ветеринарская академия и Тимирязевская академия и другие. Эти масштабные работы координирует ФНЦ «ВНИТИП» РАН.

Беседу вели В. Дубинская, Ю. Шешенина



Резюме: Интервью с академиком В.И. Фисининым представляет собой обзор состояния отрасли в канун ее 55-летнего юбилея. Признанный эксперт считает, что важнейшими составляющими успеха сначала Птицепрома, а затем Российского птицеводческого союза стало то, что они опирались на фундаментальные и прикладные научные разработки. Дальнейшие задачи отрасли он видит в развитии экспорта продукции. Подчеркивается необходимость создания отечественной племенной базы.

Summary: Interview with Academician V. Fisinin is an overview of the industry position on the eve of its 55th anniversary. A recognized expert believes that the most important components of success for Pticeprom and then the Russian Poultry Union became that they relied on fundamental and applied scientific developments. He sees further tasks of the industry in the development of product exports. The necessity of creating a domestic breeding base is emphasized.

 




Количество показов: 3685

Возврат к списку



 
       Яндекс.Метрика       
     
Создание и продвижение сайтов - ПродвигаеФФ.ру