Как не нарушить закон о побочных продуктах животноводства

Подпишитесь на рассылку новостей и получайте подборку самых важных и интересных новостей АПК на свой почтовый ящик ежемесячно!
Поиск по новостям: 

Дополнительные параметры поиска


Как не нарушить закон о побочных продуктах животноводства 04.08.2023

Как не нарушить закон о побочных продуктах животноводства

ФЗ от 14 июля 2022 г. № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставляет каждому животноводческому предприятию возможность определиться — относить вещества, получаемые при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства (ППЖ) или, как раньше, к отходам.



Практически все предприятия перешли на ППЖ и собираются работать в соответствии с вышеуказанным законом, но некоторые хозяйства решили ничего не менять в своей работе, по-прежнему считая свежий навоз отходом. Так, в Рязанской области, невзирая на два письма об отсутствии требований лицензирования при обращении с отходами животноводства при наличии технических условий и технологического регламента производства органических удобрений, предприятия все равно обязаны были получать лицензии на обращение с отходами (навозом). И для получения лицензии предприятия должны были разрабатывать комплект документов по органическим удобрениям, в связи с чем отдельные организации в данной области отказались от перехода на ППЖ.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1940 «Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства», требуется разработка технических условий с включением характеристики побочных продуктов животноводства, способов их обработки, переработки (ранее употреблялся термин «подготовки») и условий использования, методов контроля и требований к безопасности.

ГОСТ 2.114 на разработку технических условий устанавливает все разделы, которые должны быть включены в документ, определяющие требования к производимому продукту. По Постановлению, требуется отражение вопросов, которые раньше освещались в технологических регламентах производства и применения продуктов — органических удобрений. Получается, что требуется разработка расширенных технических условий с добавлением разделов по производству и использованию продуктов. Регламент применения агрохимикатов прописан в законе «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Обработанные и переработанные продукты животноводства остались агрохимикатами: по закону о побочных продуктах животноводства из агрохимикатов исключили только необработанные и непереработанные ППЖ, которые и нельзя вносить на земли сельскохозяйственного назначения. Это исключение из агрохимикатов так же не имеет смысла, как и ранее — из отходов животноводства, которые тоже вносить на земли запрещено.

Регламент использования органических удобрений требовался и в 2000-х гг., когда при внесении на поля в соответствии с этим документом не бралась плата за отходы. Расширенный ТУ или комплекты документов с технологическим регламентом производства, применения (использования) побочных продуктов необходимы предприятиям АПК, так как они устанавли-вают не только требования к подготовке и применению ППЖ в сельскохозяйственном производстве, но также учитывают и регламентируют конкретные условия хозяйства: объемы и состав ППЖ, условия их обработки, переработки и хранения. Экологическая безопасность применения ППЖ обеспечивается при внесении на земли сельскохозяйственного назначения рекомендуемыми нормами в установленные сроки. В разделах по применению побочных продуктов животноводства должны быть определены рекомендуемые нормы площадей земель сельскохозяйственного назначения, требуемые площади внесения и дан анализ достаточности имеющихся.

Кроме того, на предприятии должна быть техника для перемешивания, транспортирования и внесения ППЖ, организован контроль технологических процессов и состояния окружающей среды. Все зарубежные программы по применению удобрений (комплексные планы по обращению с питательными веществами, план предотвращения загрязнений) включают обязательность наличия достаточной площади для их внесения.

При сепарации бесподстилочного навоза получаются жидкая и твердая фракции навоза и соответственно образуются ППЖ двух видов — на основе жидкой и твердой фракций. На молочных фермах, даже если основное стадо находится на бесподстилочном содержании, а телят содержат на подстилке, при наличии сепарации навоз можно разделить на жидкую и твердую фракции.

С выходом закона о побочных продуктах животноводства термин «органические удобрения» вообще перестает употребляться и становится как бы под запретом. И даже присвоен отдельный код ОКПД 2 для ППЖ (ранее использовался код «Удобрения животного происхождения»). В законе указана только цель — для обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Стала появляться информация, что с выходом закона о побочных продуктах животноводства выдвинуты новые требования к хранению, лабораторным исследованиям, а также запрет на внесение в почву непереработанных навоза и помета. В законе и сопровождающих документах никаких новых ужесточающих требований к подготовке, хранению навоза не добавлено. Просто все эти требования ранее содержались в «рекомендательном» документе РД-АПК, но при проектировании животноводческих предприятий и при устройстве специализированных площадок они должны были соблюдаться и ранее. Внесение неподготовленных навоза и помета не допускалось. По ГОСТ Р 53117, каждая партия удобрения перед внесением должна была исследоваться для подтверждения качественного состава.

Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) 300 м от населенных пунктов был обозначен в СанПиН 2.1.3684-21, когда были свалены в одну «кучу» пестициды, агрохимикаты, а значит, и органические удобрения, а теперь и ППЖ. Увеличение СЗЗ до 300 м (ранее было 100 м) может приводить и к обратным результатам, ведь сокращение площадей внесения навоза совсем не улучшает экологическую обстановку. Получается, этот СанПиН запрещает и внесение минеральных удобрений (агрохимикатов) на расстоянии 300 м от населенных пунктов, что выводит миллионы гектаров из сельскохозяйственного производства. Этот пункт СанПиН должен быть пересмотрен в отношении минеральных удобрений, а по побочным продуктам животноводства целесообразно уменьшить СЗЗ при условии внутрипочвенного внесения.

По СанПиН 2.1.3684, для размещения твердой фракции навоза в пределах водосборных площадей (практически везде) должны предусматриваться площадки с твердым покрытием. В Постановлении 1940 этот пункт смягчен: допускается перед внесением в течение не более 5 мес. хранить обработанные, переработанные продукты животноводства в буртах на землях сельскохозяйственного назначения без снятия слоя почвы.

Пункт касательно отдельного хранения, очистки хозяйственно-бытовых, производственных и смешанных сточных вод прежде всего был внесен из-за сточных вод от населенных пунктов. Это тянется со времен СССР, когда большие поселки подавали сточные воды на биологические очистные сооружения свинокомплексов. Вызывает озабоченность вопрос, как контролирующие органы будут трактовать этот пункт. Все стоки, в которые попадают экскременты животных при их мытье, доении, уборке помещений, должны относиться к навозным стокам.

Бывает в проектах, что сточные воды от отдельных санузлов смешиваются с навозом, и ничего в этом страшного нет. Сточные воды от мытья молокопроводов с применением химических реагентов принято собирать раздельно. Поверхностные сточные (ливневые) воды с чистой территории, крыш отводятся отдельно, а поверхностные сточные воды с дорог, загрязняемых навозом (при транспортировании твердых видов навоза) должны поступать в навозохранилища.

Единственным нововведением в документах является гидроизоляция в виде глиняной подушки слоем 20 см. Ранее такое положение не встречалось. Глиняные экраны присутствуют в СП 127.13330 по полигонам токсичных промышленных отходов. Но там принята большая толщина, с обязательным нижним защитным слоем из супеси, указаны требования к фильтрационным коэффициентам глины, используемой для экрана.

Для выполнения требований к обращению побочных продуктов животноводства разработка расширенных ТУ или комплектов документов для ППЖ, отражающих технологии обработки и переработки, использования навоза на землях сельскохозяйственного назначения, должна производиться квалифицированными специалистами, владеющими знаниями по требованиям подготовки, хранения навоза.

Р.S. В настоящее время поднят вопрос о введении временного моратория на требования Федерального закона № 248-ФЗ.х

Теги: законодательство, законы, животноводство, побочные продукты
Количество показов: 336
Источник:  https://www.tsenovik.ru/articles/obzory-i-prognozy/kak-ne-narushit-zakon-o-pobochnykh-produktakh-zhivotnovodstva/

Возврат к списку


Материалы по теме: