Подписка на обновления
|
Обзор рынка: комбикорма для свиней
09.06.2012
Обзор рынка: комбикорма для свиней
Цены на КОМБИКОРМА смотрите на сайте СЕЛЬХОЗТОРГИ.РФ Мы продолжаем серию публикаций о российском рынке комбикормов. Настоящий обзор посвящен динамично развивающемуся сегменту этого рынка — комбикормам для свиней. Его дальнейшие перспективы будут сильно зависеть от следующих факторов: от того, в какой мере будут решены проблемы, возникающие у российского свиноводства в связи со вступлением России в ВТО и в связи с эпидемией АЧС; от того, удастся ли расширить использование комбикормов в личных хозяйствах населения. При самом благоприятном развитии событий отрасль имеет потенциал роста в 2–3 раза; при самом неблагоприятном — возможно даже падение производства, вызванное резким сокращением поголовья свиней.
Основные направления роста и модернизации комбикормовой промышленности на текущем этапе содержатся в отраслевой целевой программе «Развитие производства комбикормов в Российской Федерации на 2010–2012 годы». По данным НКО «Союз комбикормщиков», ее исполнение идет с опережением по всем основным параметрам.
Производство комбикормов для свиней регулирует ГОСТ Р 52255–2004. Его разработчиками были: Всероссийский научно-исследовательский институт комбикормовой промышленности; Всероссийский государственный научно-исследовательский институт животноводства; Российский Зерновой Союз и Ленхлебопродукт. Отдельный ГОСТ Р 51550–2000 регулирует производство комбикормов-концентратов для поросят, ремонтного молодняка, маток, хряков-производителей и для различных видов откорма.
Основной сырьевой базой производства свиных комбикормов являются: зернофураж (в первую очередь ячмень, а также пшеница, кукуруза, овес и рожь); зернобобовые (в первую очередь горох, а также соя, вика и нут); отруби, жмыхи и шрота, дрожжи, рыбная и мясокостная мука. При составлении рецептов комбикормов важно добиться сбалансированности по протеину, а также по основным (незаменимым) аминокислотам. Использование таких комбикормов позволяет увеличить прирост живой массы, улучшить мясную продуктивность и снизить затраты комбикормов на 1 кг прироста живой массы.
Потенциал рынка
Потенциал для роста производства свиных комбикормов очень велик: нынешние объемы производства (по официальной статистике) практически втрое ниже научно обоснованной потребности российского свиноводства. В первую очередь это связано с тем, что около половины поголовья свиней содержится в личных подсобных хозяйствах и крестьянско-фермерских хозяйствах, мало использующих комбикорма. Такое положение невыгодно для самих мелких хозяйств и делает их неконкурентоспособными. Так, по данным за 2009 г., затраты комбикормов на 1 кг живого веса свинины в животноводческих комплексах составили от 4,5 до 4,8 кг, в то время как затраты кормов в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах населения — от 8,3 до 8,5 кг. Основными причинами низкого спроса на комбикорма в ЛПХ и КФХ являются проблемы с их доставкой, оптовыми закупками, отсутствие льготного кредитования физических лиц при приобретении комбикормов. Если удастся расширить использование комбикормов мелкими хозяйствами, отрасль получит почти двукратное увеличение спроса. Если взять за ориентир нормы потребления, содержащиеся в отраслевой целевой программе, то перспектива роста еще выше.
Укажем в таблице потребности российского свиноводства в комбикормах (в тыс. т), приведенные в этой программе и рассчитанные на основе научно-обоснованных норм потребления:
Между тем реальное производство свиных комбикормов составляло 4 798 тыс. т в 2011 г. и 5 004 тыс. т в 2011 г., то есть примерно втрое меньше потребности.
Серьезной проблемой для отрасли является вступление России в ВТО. От взятых перед ВТО обязательств свиноводство должно пострадать более других животноводческих отраслей. По мнению специалистов, необходимо принятие целого ряда мер, направленных на компенсацию потерь российских свиноводов. Еще одна проблема — эпидемия АЧС в ряде регионов страны, вынуждающая уничтожать поголовье. Если решить эти проблемы на государственном уровне не удастся, возможен массовый забой свиней, сокращение поголовья, а значит, и снижение спроса на свиные комбикорма.
Региональная статистика
Почти половина комбикормов для свиней производится в регионах Центрального федерального округа (2 416 780 т за 2011 г.). Следом идут: Приволжский федеральный округ (799 134 т), Сибирский федеральный округ (713 020 т), Уральский федеральный округ (429 980 т), Южный федеральный округ (355 651 т), Северо-Западный федеральный округ (224 490 т). Невелики объемы производства в Дальневосточном федеральном округе (54 583,7 т) и в Северо-Кавказском федеральном округе (9 971,6 т). Среди субъектов федерации на первом месте с огромным отрывом от остальных стоит Белгородская область (1 419 308 т). В таблице укажем объемы производства свиных комбикормов за 2011 и 2010 гг. по регионам (в порядке убывания объема производства за 2011 г.).
Ведущие производители
В таблице укажем 20 крупнейших предприятий — производителей комбикормов для свиней по данным на 1 января 2010 г. (приведены в порядке убывания объема производства свиных комбикормов в тоннах за 2009 г.).
Помимо объемов производства, разумеется, ключевую роль играют показатели качества комбикормов и соотношение «цена-качество». В этой связи напомним, что в 2009–2010 гг. наш журнал организовал проведение Общероссийского рейтинга комбикормов для свиней. Организационную и методологическую поддержку проведению рейтинга оказала НКО «Союз комбикормщиков». Предприятия-производители направляли на конкурс рецепты и образцы комбикормов, качество которых оценивалось независимыми экспертами. По результатам проведенных лабораторных исследований дипломами «За лучшее сочетание сбалансированности, цены и качества комбикорма» были награждены 6 производителей комбикормов для свиней. Это: 1. Магнитогорский комбинат хлебопродуктов «Ситно» (Челябинская область); 2. ОАО «Великие Луки Зернопродукт» (Псковская область); 3. Глазовский комбикормовый завод (Удмуртская республика); 4. Унечский комбинат хлебопродуктов (Брянская область); 5. ОАО «Болшево хлебопродукт»(Московская область); 6. ОАО «Курский комбинат хлебопродуктов» (Курская область). Мы надеемся, что в будущем проведение подобных рейтингов станет регулярным.
Отдел маркетинга журнала «Ценовик. Сельскохозяйственное обозрение» |