Подписка на обновления
|
ОБЗОР РЫНКА: заменители цельного молока
06.03.2013
ОБЗОР РЫНКА: заменители цельного молокаГ. Локтионова, канд. с.-х. наук, отдел маркетинга журнала «ЦЕНОВИК»
Вступление России в ВТО поставило множество проблем перед агропромышленным комплексом страны. Одна из них — жесткая конкуренция со стороны европейских производителей сельхозпродукции. Молочное животноводство в России остается пока низкорентабельным; уровень товарности молока составляет около 55%, тогда как у наших конкурентов — 92–98%. Одним из путей снижения себестоимости молока и увеличения выхода товарной продукции является применение заменителей цельного молока. Применение заменителей цельного молока в экономическом аспекте дает следующие преимущества: увеличение производства товарного молока, снижение затрат на лечение молодняка, дополнительную прибыль. В технологическом плане — это практичность и простота использования, стабильный качественный состав, удобство при транспортировке и хранении. С точки зрения ветеринарии и зоотехнии — налаженное пищеварение телят, профилактика нарушений пищеварения и предупреждение передачи инфекций с молоком матери, устойчивость к заболеваниям, стимулирование роста и развития животных. Потребность российского рынка в ЗЦМ, производство и импорт По оценкам российских экспертов, годовая потребность в заменителях цельного молока достигает 100 тыс. тонн, причем в 2002 г. она составляла 32 тыс. тонн, в 2003-м — 38 тыс. тонн, в 2004-м — 47 тыс. тонн, а к 2008 г. уже возросла до 70 тыс. тонн. Росстат приводит неполный перечень данных об объемах производства ЗЦМ: 1091 и 5059 тонн за 2010 и 2011 гг., а за одиннадцать месяцев 2012 г. — 4026 тонн. Исследования, проведенные маркетинговым агентством «Abercade», свидетельствуют о том, что производство ЗЦМ в 2011 г. составило около 67 тыс. тонн, что на 15% выше, чем в 2010 г. Эксперты считают, что предпосылки для роста на рынке ЗЦМ есть и это будет связано с увеличением поголовья животных. Отметим, что в Нидерландах производство заменителей цельного молока достигает 750 тыс. тонн, во Франции — 574 тыс. тонн, в Германии — 190 тыс. тонн, в Италии — 157 тыс. тонн. По данным исследований компании «AS MARKETING», основными странами — импортерами в Россию являются Нидерланды, Бельгия и Франция. В 2011 г. доля этих стран составила свыше 90% от объема импорта. Доминирующее положение занимают Нидерланды (53%). По итогам 2011 г., на три торговых марки — «Schils», «Trouw Nutrition», «Vreugdenhil» — пришлось 59% поставок.
Рис. 1. Структура импортных поставок ЗЦМ в разрезе брендов, 2011 г (10 мес.) (по материалам «AS MARKETING») Исследования компании «Abercade» дают иную картину — лидерами поставок являются «Vreugdenhil» (36,1%), «Nutrifeed Veghel» (25,4%), «Sloten B.V.» (16,2%). Крупнейшими отечественными производителями заменителей цельного молока являются: ОАО «Молоко» (т.м. «Молога»), объем выпуска 15–17 тыс. тонн; ООО «Тагрис» (т.м. «Кормилак») — 12–13 тыс. тонн; «Мустанг Ингридиентс» (т.м. «Кальвомилк») — 10 тыс. тонн; ООО «Молторг» («Продинвест») (т.м. «Продлак») — 7–8 тыс. тонн; ООО «Спектр» (т.м. «Милковит») — 6,5 тыс. тонн. Доля этих пяти российских производителей составляет более 77%. В настоящее время в Российской Федерации около 90% хозяйств (поголовье свыше 2000) Ленинградской, Мурманской и Московской областей и частично — Краснодарского края, Владимирской, Свердловской и Вологодской областей перешли на использование заменителей цельного молока. По мнению ряда специалистов, более широкому внедрению продукта препятствуют следующие факторы: разрушение витаминов при термообработке, отсутствие микроорганизмов, стимулирующих иммунную систему и передающихся с молоком, трудоемкая технология выпойки. Главный аргумент против использования ЗЦМ — более низкая энергетическая питательность продукта по сравнению с цельным молоком. Однако на выпойку теленка используется до 350 кг молока, и если выращивать телят с использованием высококачественных ЗЦМ, расход молока может быть снижен до 50–60 кг. В странах Евросоюза с учетом соотношения дорогих и дешевых растительных источников белка выделены ценовые сегменты ЗЦМ для разного возраста телят. Таблица 1 Основные группы ЗЦМ с учетом их полноценности и стоимости
Для удешевления конечной стоимости ЗЦМ некоторые российские поставщики применяют сыворотку, соевые продукты и другие компоненты, позволяющие снизить цену до 8%. Несмотря на то, что импорт дорог, ряд хозяйств ориентированы на продукцию зарубежных фирм, т.к. не всем отечественным производителям удается поддерживать высокое качество и постоянный состав. В таблице 2 отражены данные о средних ценах на продукцию производителей ЗЦМ. Таблица 2 Ценовые характеристики некоторых торговых марок заменителей цельного молока, применяемых в России
В таблице 3 приводим данные о компаниях, занимающихся производством и реализацией ЗЦМ. Таблица 3 Компании — поставщики ЗЦМ по категориям
Редакция благодарит специалистов компаний ««Abercade», «Тагрис» и «Молторг» за оказанную помощь при подготовке статьи. |