Корма и кормовые добавки

НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ В РАЦИОНАХ ЦЫПЛЯТ-БРОЙЛЕРОВ 01.08.2013

НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ В РАЦИОНАХ ЦЫПЛЯТ-БРОЙЛЕРОВ

Живой организм – сложная, динамично функционирующая система, для которой необходимо поддержание органо- и минералолигандного гомеостаза посредством экзогенного поступления макро- и микронутриентов из внешней среды. Многообразие биохимических процессов в нем обеспечено той или иной метаболической функцией в целях регулирования окислительно-восстановительных реакций, в результате чего в первую очередь высвобождается энергия, необходимая для жизнедеятельности организма в целом. В этой связи анализ мировой литературы подтверждает многообразие функций микроэлементов, которые являются обязательной структурно-функциональной составляющей каждой клетки живого организма [1-8]. Участие микроэлементов в процессе метаболизма связано с активизацией функций многочисленных ферментов. Например, цинк необходим для активации глутаматдегидрогеназы, регулирующей митохондриальные процессы, связанные с аммиаком, избыток которого ведет к нарушению цикла тринкарбоновых кислот [9]. Вместе с тем Zn поддерживает активность карбоксипептидазы А, но эту функцию могут обеспечить Mn, Fe, Со, Ni, Cd, Hg, Pd, а карбоангидразы – Mg, Со, Ni, Fe, Cd, V [10]. Мn может замещать Mg и Zn в марганец и цинк зависимых ферментах, изменяя их каталитические свойства. Мn способен уменьшать всасывание Fe, Сu и Zn, и наоборот, высокий уровень Mg, Са, Fe, Сu и Zn в рационе уменьшают абсорбцию Мn [11]. Таких биологических закономерностей исключительное множество, и они описаны в мировой литературе [12, 13, 14].

В практических условиях использование в рационах животных и птицы солей в качестве источников микроэлементов и минеральных кормовых добавок на их основе в целях увеличения продуктивных показателей, лечения минеральной недостаточности, повышения иммунной защиты организма и профилактики подтверждает их специфическую функцию.

В этой связи проблема изучения биологических функций отдельных микроэлементов и комплексов как факторов, оказывающих оригинальное влияние на обмен веществ у высокопродуктивных кроссов птицы, требует постоянного внимания. Поэтому для реализации генетического потенциала продуктивности и жизнеспособности птицы, для получения продукции с высокими питательными и технологическими свойствами необходимо прежде всего обеспечить полноценное ее кормление, которое включает использование качественных кормов и кормовых добавок и оптимальную сбалансированность рационов по энергии, всем питательным, минеральным и биологически активным веществам.

Минеральное питание является важнейшим фактором полноценного кормления животных и птицы, особенно в кормлении высокопродуктивных пород и кроссов [В.И.Георгиевский, 1979; И.А. Егоров, 2011; Л.В.Топорова и др., 2012, Буряков Н.П, 2013]. Несмотря на то, что минеральные элементы, как и вода, в процессе химических превращений в организме не выделяют энергию, многие ученые причисляют их к питательным веществам, поскольку они входят в состав разных структурных образований и выполняют жизненно важные функции в обмене веществ у птиц. Доказано, что оптимально сбалансированные по макро- и микроэлементам рационы обеспечивают повышение жизнеспособности, продуктивности, использования кормов птицей, а также снижение затрат кормов на продукцию.

Сегодня для балансирования микроэлементов в рационах птицы, в том числе и цыплят-бройлеров используют неорганические соли: сульфаты, карбонаты, хлориды, а также окислы. Использование витаминно-минеральных премиксов, содержащих микроэлементы в виде этих солей, до сих пор остается основным способом решения задачи по удовлетворению потребности птицы. В практических условиях птица нередко испытывает дефицит микроэлементов, прежде всего по причине низкой биологической доступности из разных неорганических солей (от 5 до 50%). Дальнейшее повышение нормы ввода солей ограничено их токсичностью. При этом важно учитывать и тот факт, что соли микроэлементов в составе кормосмесей часто ведут к разрушению витаминов в рационе и в первую очередь жирорастворимых. Изложенные факты явились причиной активного поиска других источников, которые обладают более высокой биологической доступностью микроэлементов и характеризуются меньшей токсичностью.

После открытия особых свойств соединений микроэлементов с органическими веществами произошли кардинальные изменения в решении проблемы обеспечения потребностей животных в макро- и микроэлементах. Получены хелаткомплексные соединения микроэнзимных металлов меди, кобальта, марганца, йода, цинка и других с биологическими лигандами – аминокислотами и продуктами ферментаций биогенных субстратов. Такие соединения обладают рядом преимуществ перед неорганическими солями:

- активность отдельных микроэлементов в форме органических соединений в организме животных возрастает в тысячи раз по сравнению с ионными аналогами;

- улучшается транспорт биометаллов через стенки желудочно-кишечного тракта, заметно снижается конкуренция между биометаллами в процессе всасывания в желудочно-кишечном тракте;

- органическая часть комплексов, после отщепления микроэлементов, вовлекается в процессы обмена и служит дополнительным источником энергии;

- они не оказывают токсического действия на организм животных. Они мембранопроницаемы, способны к транспортировке и выведению из организма;

- соединения обладают высокой биологической активностью, обеспечивают лучшую ассимиляцию металлов, что в свою очередь положительно влияет на резистентность, продуктивные и воспроизводительные функции сельскохозяйственных животных.

Во всех испытаниях показан положительный эффект от применения хелатных соединений микроэлементов в кормлении крупного рогатого скота, свиней и птицы (Калимулин Ю. Н., 1999, Г.Ф Кабиров, Г.П. Логинов, Н.З. Хазипов, 2004, Б.Д.Кальницкий, 1990 и др.).

Сегодня во всем мире общепринято и доказано, что в рационы птицы необходимо нормировать и дополнительно вводить в рационы источники микроэлементов Cu, Mn, Zn, Se, J, Co. В отдельных странах вводят Fe.

Потребность птицы в других микроэлементах во всем мире изучается, необходимость нормирования их требует научного обоснования. Мнение о потребности птицы и цыплят-бройлеров в хроме, неоднозначно, хотя его биологическая функция в обмене веществ обоснована.

Цель настоящего исследования – определить оптимальную норму ввода хромбелмина в рационы цыплят – бройлеров.

Хромбелмин получен по оригинальной технологии и представляет собой смесь новой хелатной формы хрома и белмина, ранее изученного в кормлении птицы [Л.В.Топорова, 2009, Е.Г. Неликаева, 2000; А.Н. Минаков, 2001, О.Н.Грицюк, 2004, И.В.Топорова, 2006,].

Методика исследования. Научно-хозяйственный опыт выполнен в условиях подмосковной птицефабрики на бройлерах кросса «Кобб-500». Из суточных цыплят-бройлеров по принципу аналогов по живой массе и происхождению было сформировано 3 группы, по 40 голов в каждой. Продолжительность выращивания цыплят 32 дня. Содержание бройлеров напольное, зоогигиенические условия во всех группах одинаковые. До 6-дневного возраста всем цыплятам скармливали престартерный комбикорм, а далее полнорационный комбикорм (ПК), по питательности соответствующий рекомендациям для данного кросса. Для цыплят опытных 2 и 3 групп в состав ПК вводили хромбелмин соответственно в количестве 0,15 и 0,20 %.

В опыте учитывали основные зоотехнические показатели: потребление корма – ежедневно в целом по группе путем взвешивания заданного корма и его остатков в кормушках утром на следующий день; сохранность поголовья – ежедневно; взвешивание цыплят проводили индивидуально.

Результаты исследований. Скармливание хромбелмина из расчета 0,15% в составе ПК обусловило увеличение жизнеспособности цыплят-бройлеров. Сохранность поголовья цыплят второй опытной группы составила 100%, в контрольной – 95%, еще ниже она была в 3 группе – 90%. Причины падежа по ветеринарному заключению не связаны с кормовым фактором.

Динамика живой массы цыплят-бройлеров представлена в таблице.

Основные зоотехнические показатели выращивания цыплят-бройлеров

Показатель

I-контроль-ная группа

II-

опытная группа

%

к контроль-

ной группе

III-опытная группа

%

к контроль-ной группе

Живая масса

в суточном возрасте, г

40

40

100

40

100

Живая масса

в 19 дней, г

761,72±

15,60

800,10±

10,70

105

765,70±

14,90

100,5

Живая масса

в 32 дня, г

2027,27±

21.14

2094,71±

20,47*

103,3

2090,82±

26,13**

103,1

Средний суточный прирост живой массы, г

62,1

64,2

103,4

64,1

103,2

Затраты корма на 1 кг прироста, кг

1,50

1,41

94

1,50

100,0

*Р=0,02; **Р=0,05

В возрасте 19 дней цыплята второй опытной группы превосходили аналогов в контрольной группе на 5%. Результаты взвешивания цыплят в возрасте 32 дней подтверждают закономерность стимулирующего действия скармливания хромбелмина на рост цыплят опытных групп. Прирост бройлеров в опытных группах превышает контроль на 3,3% и 3,2%.

Скармливание хромбелмина цыплятам-бройлерам обусловило снижение затрат корма на 1 кг прироста цыплят второй опытной группы на 6%.

Заключение. Оптимальная норма ввода хромбелмина в состав полнорационного комбикорма для цыплят-бройлеров составляет 0,15 масс%. Использование хромбелмина обеспечивает повышение прироста живой массы цыплят-бройлеров на 3,3%, при этом затраты корма на прирост сокращаются на 6%.

Тел.: (916) 495-25-84; e-mail: barcykov.d@yandex.ru

Литература

1. Авцын А.П., Жаворонков А.А. Микроэлементы человека / А.П.Авцын, А.А. Жаворонков и др./ - М.: Медицина, - 1991. - 496 с.

2. Жолнин А.В. Комплексные соединения. Челябинск: ЧГМА,- 2000. – 28с.

3. Pais, I. The Handbook of Trace Elements / L Pais, J. Jr. Benton. - St. Lucie. Igor.: CRC Press, 1997.

4. Bolan, N. Distribution and bioavailability of trace elements in livestock and poultry’ manure by-products / N. Bolan, D. Adriano. S. Mahimairaja // Critical Reviewers in Environmental Science and Technology. - 2004. - VoL 34.

5. He, Z. Trace elements in agroecosystem and impact on the environmental / Z. He, X. Yang, R Stoffella // J. Trace Elements in Medicine and Biology. - 2005. - VoL 19.

6. Топорова Л.В. Повышение эффективности производства мяса цыплят-бройлеров при скармливании марцинбела /Л.В.Топорова, В. Андреев //Ветеринария с.-х. животных. – 2009. - № 5. - 59-62 с.

7. Schlegel, P. Trace elements in animal production systems / P. SchlegeL S. Durosoy, A. W. Jongbloed - Wagenmgen: Academic Press.

8. Оберлис, Д. Биологическая роль макро- и микроэлементов у человека и животных / Д. Оберлис, Б. Харланд, А. Скальный - СПб.: Наука, 2008. - 544 с.

9. Косенко, Е. А. Клеточные механизмы токсичности аммиака /Е.А. Косенко, Ю.Г. Каминский. - М: Изд-во ЛКИ, 2008.-288 с.

10. Проблемы биогеохимии микроэлементов и геохимической экологии: нзбр. тр. / сост. Ю.В. Ковальский, под общ. ред. Л.К. Эрнст;. -М.:Россельхоз-академия, 2009.- 357 с.

11. Freeland-Graves, J. К. Plasma uptake of manganese as affected by oral loads of manganese, calcium, milk, phos­phorus, copper, and zinc / J. H. Freeland-Graves, P. H. Lin // J. Am. Coil. Nutr. - 1991. - VoL 10.

12. Георгиевский, В.И. Минеральное питание животных / В.И. Георгиевский. Б.Н. Анненков. В.Т. Самохин - М: Колосс, 1979. - 471 с.

13. Мецлер, Д. Биохимия Химические реакции в живой клетке: в 3 т. / пер. с англ. Д. Мецлер; под ред. А.Е. Браунштейна, Л.М. Гинодмана. Е.С. Северина.- М: Мир, 1980. - Т. 3.

14. Барабой, В.А. Селен: Биологическая роль и антиоксидантная активность / В.А. Барабой, Е. Н. Шестакова // Утр. BioxiM. журнал. - 2004. - Т. 76, № 1. - 24 с.

15. Калимулин Ю.Н. Металлохелаты стимуляторы иммунодинамических и репродуктивных функций с. х. животных./ Ю.Н. Каллимулин. - Казань. - 1984 - 81 с.

16. Кабиров Г.Ф. Хелатные формы биогенных металлов в животноводстве / Г.Ф. Кабиров, Г.П. Логинов, Н.З. Хазипов / Казань. - 2004. - 248 с.

17. Кальницкий Б.Д. Биологическая доступность микроэлементов для молодняка свиней /Кальницкий Б.Д. // Микроэлементы в биоологии и их применение - Самарканд. 1990. - 557 c.

18. Манукян А.В. Органические формы марганца и цинка в комбикормах для цыплят - бройлеров / Манукян А.В., Петросян А.Б. // в материалах 16 конференции ВНАП - Сергиев Посад. - 2009. - 121 с. 


Количество показов: 8603
Автор:  "Ценовик" август 2013,Л.В. Топорова, доктор сельскохозяйственных наук, профессор; Д.Л. Барсуков, аспирант кафедры кормления; И.В. Топорова, доцент, кандидат биологических наук; В.В. Андреев, доцент, кандидат биологических наук, ФГОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И.Скрябина

Возврат к списку


Материалы по теме: