Актуальные интервью

Мировое птицеводство: навстречу будущему 13.07.2017

Мировое птицеводство: навстречу будущему

Интервью с Владимиром Фисининым, президентом Российского птицеводческого союза, научным руководителем Федерального научного центра «ВНИТИП» РАН, академиком РАН

— Мировая индустрия птицеводства бурно развивается, опережая по темпам другие «мясные» отрасли. Чем это можно объяснить?

— Какая бы Россия не была великая по территории, нам всегда надо держать руку на пульсе мировых тенденций. Недавно в Норвегии мы обсуждали доклад, посвященный мировым трендам в производстве мяса. Так вот, согласно этим данным, мировое производство мяса всех видов вырастет к 2050 году до 505 млн тонн. Заметим, что этот рост, если взять за точку отсчета 2010 год с выработкой в 296 млн тонн, составит 70%. Эксперты прогнозируют, что производство говядины прирастет на 31%, свинины — на 59,3%, баранины — на 28%, а мяса птицы — на все 122,5%! Наши расчеты показывают практически полную реализацию предреченных сценариев по итогам 2016 года. Почему производство птицы прирастает быстрее, чем другие виды? Ответ на этот вопрос: биологические особенности птицы и экономика — быстрая окупаемость инвестиций.

Я бы хотел остановиться на биологической способности птицы конверсировать питательные вещества корма в продукцию. Этот показатель у птиц значительно превосходит аналогичную способность у других видов животных. Вот вдумайтесь: потребность в энергии корма на производство одной тонны говядины в 2,3 раза больше, чем для производства одной тонны мяса бройлеров, и примерно в 2,1 раза выше, чем для производства одной тонны яичной массы. В целом линейку эффективности удельной энергии потребления корма на производство различных видов животноводческой продукции можно выстроить следующим образом: мясо бройлеров → яйца → свинина → молоко → говядина → баранина. Если говорить про мировое производство мяса птицы, то это неимоверный рост. Судите сами: производство птичьего мяса выросло с 9,5 млн тонн в 1961 году до 110,5 млн тонн в 2015 году!

Мировое птицеводство навстречу будущему.jpg

— Успехи неоспоримы. Но как же теперь будет развиваться отрасль?

— В мире растет спрос на органические продукты птицеводства, такие как органическое яйцо и мясо птицы. Мировым сообществом поставлена очень правильная цель — производить здоровую пищу в достаточном для растущего мирового населения количестве. Вопрос: как этого добиться?

Конечно, один из путей развития отрасли — рост душевого потребления. Если среднемировое потребление мяса птицы в 1961 году составляло 2,9 кг, то в 2015-м — 15,3 кг (в России — 31 кг).

— То есть россияне не отказывают себе в мясе птицы, некоторые даже считают, что рынок насыщен и не надо его дальше развивать. А есть ли более «продвинутые», чем Россия, страны, где потребление мяса птицы еще выше?

— К сожалению, мировая официальная мировая статистика публикует данные с отставанием в 2–3 года. Есть данные по 2012 году: Израиль — 75 кг мяса птицы на душу населения, США — 62 кг, Бразилия — 60 кг, Нидерланды — 57 кг и Россия (5-е место по уровню потребления) — 25 кг. Поэтому странно слышать мнения о том, что надо немного приостановить рост производства мяса птицы. А почему мы должны приостанавливать? Если мы в 2016 году зафиксировали душевое потребление на уровне 31 кг, то Израиль уже приблизился к показателю 85 кг. Такие данные позволяют сделать вывод, что не просто так мир наращивает производство мяса птицы.

В этом году птицеводы РФ вышли на показатель в 4 млн 650 тыс. тонн. И наша задача — в 2020 году произвести с учетом экспорта 4 млн 900 тыс. тонн, чтобы потребление в России составило 33,6 кг на душу населения.

— Росптицесоюз часто ратовал за наращивание выпуска продуктов глубокой переработки. Это тоже мировой тренд?

— Безусловно, это мировой тренд. Доля продуктов глубокой переработки в мире с каждым годом увеличивается. Если рассмотреть сегодняшнее производство в РФ, то 38% продукции поставляется тушками, хотя в 2005 году этот показатель составлял 48%, а в 1990 году и все 98%. Готовые к употреблению продукты на наших прилавках составляют 20%, а натуральные полуфабрикаты, включая рубленные — 45%.

Хотел поделиться еще одним интересным футурологическим аспектом. В конце 2016 года вышла очень хорошая монография Сергея Алексеевича Данкверта, Александра Михайловича Холманова и Ольги Юрьевны Осадчей под названием «Мировое производство мяса», где отмечается очень интересная мировая тенденция — увеличение в мире производства мяса уток и мяса гусей. Она возникла потому, что селекционерам удалось снизить содержание жира в тушках. Вот такой интересный мировой тренд.

— А как обстоит дело с производством яйца в мире и какова позиция России в этой области?

— Мировое производство куриных яиц в 2016 году составило 1482 млрд штук. Лидером яичной индустрии является Китай — 493 млрд штук, за ним следуют США — 93 млрд штук, Индия — 77 млрд штук и Мексика — 49 млрд штук. Россия занимает 5-ю строчку рейтинга, производя 43,5 млрд яиц.

Один из важных трендов яичной индустрии — это переработка. Здесь прежде всего имеется в виду технология бесскорлупного яйца, которая позволяет увеличить срок хранения продукта до 6 месяцев.

Обратимся к мировому опыту. Индустрия США выпускает 29% яйца в виде жидких и сухих продуктов глубокой переработки. Но «впереди планеты всей» идет Япония. В Стране восходящего солнца 49% яйца реализуется в переработанном виде. Российские производители пока вышли на уровень 10% яичных фабрикатов, из них сухие яичные продукты составляют 4,3%, жидкие — 4,2%, а готовые к потреблению — 1,5%. Правда, нужно сказать, что у нас довольно хорошо налажен выпуск функционального яйца, занимающего 10% от общего производства. Это тоже является трендом.

— Поясните, что такое функциональные продукты?

— Функциональные продукты — это яйца с повышенным содержанием каротиноидов, селена и т.д. Сегодня в мире очень большие изыскания идут по органическим микроэлементам. Я бы хотел сказать о нашем ученом С.В. Воронине из Саратова. Его работы даже несколько опережают мировой уровень. Он предлагает использовать аспарагиновую кислоту как платформу с органическим селеном, цинком, железом, марганцем и др. Это исследование имеет чрезвычайно актуальное значение, поскольку такие соли усваиваются на 70–75%, в отличие от неорганики, где усвоение составляет лишь 7–17%.

— Кормовая база для птицеводства — одна из главных составляющая. С развитием промышленного птицеводства, совершенствованием генетики птицы постоянно изменялась и кормовая база. Каковы успехи и недочеты России на этом пути?

— Это очень важный для птицеводства вопрос. Мы привязаны к производству зерна: в экономике птицеводства до 70% структуры себестоимости занимают комбикорма. В нашем растениеводстве есть положительные моменты: так, сбор зерновых составил 119,1 млн тонн. Особенно радует урожай кукурузы. В 2016 году собрали 13,8 млн тонн; сравните с 1990 годом, когда жатва «золотых зерен» принесла в закрома всего 2,4 млн тонн. Прирост почти в 5,5 раза! К сожалению, зернобобовые, которые могли бы играть ведущую роль в кормлении птицы, показали снижение — собрано всего 2,9 млн тонн. Что касается сои, то в 1990 году СССР произведено 276 тыс. тонн, а в прошлом году Россия произвела 3,1 млн тонн сои. Совершенно очевидно, что это основной белковый компонент рациона, и мы должны удваивать его производство. Еще один важный источник растительного белка — люпин, который за рубежом называют «русской соей». Его культивирование необходимо, но пока недостаточно.

Еще один предмет гордости АПК России — производство премиксов. У нас сегодня 16 премиксных заводов. Среди них и новый и крупнейший в Европе премиксный завод компании «МЕГАМИКС» в Липецке производительностью 140 тыс. тонн премиксов в год. Но суть вопроса в том, что завод есть и смешивать мы научились, а все остальное «тащим» из-за рубежа. Отечественной витаминной промышленности по сути нет. Производство аминокислот ограничивается метионином и белгородским лизином. А где взять ферменты, антиоксиданты и многое другое? Получается, что мы в полной зависимости. Поэтому одним из важнейших трендов российской промышленности должно стать производство отечественных биологически активных веществ. Какой видится выход? Сегодня министр здравоохранения В.И. Скворцова решает вопрос организации фармацевтических кластеров, мы должны объединять усилия для совместной работы с целью экономии государственных средств. Витамины и биологически активные вещества для животных и людей по сути одинаковы.

— Владимир Иванович, вы всегда подчеркивали значимость науки, в том числе генетики, без которой невозможно будущее отрасли. Есть ли сейчас подвижки на государственном уровне в этой области?

— Касательно науки, могу констатировать, что умы и таланты в России не перевелись, но они нуждаются в поддержке, материальной базе.

Недавно по заданию президента страны подготовлен проект федеральной программы по созданию отечественных кроссов птицы. Была создана рабочая группа, ее возглавил А.В. Дворкович. Я был делегирован руководителем направления по птицеводству, и мы разработали программу, она состоит из четырех разделов: геномная селекция, питание, технологии и, конечно, ветеринария. Такая программа есть, и по плану мы начали совместные междисциплинарные работы с 2017 года. В этой программе будет задействовано 28 институтов, и не только институты сельскохозяйственного профиля, но, предположим, московский МФТИ (физико-технический институт), Институт питания и др.

Что касается обеспеченности генетическим материалом, импорт племенного материала в птицеводстве составляет 80–90%. Если говорить о яичном направлении, то в РФ ежегодно ввозится суточных цыплят 1 млн голов, а инкубационных яиц — 430 тыс. шт. Мясное птицеводство ежегодно завозит свыше 6 млн голов и 400 млн яиц соответственно. Конечно, мы зависимы в этой области, но это вовсе не значит, что другие страны мира работают не так. Китай не имеет своих кроссов, но занимает второе место в мире по производству мяса птицы, Бразилия также не обеспечена племенным материалом, да и большинство других стран. Учитывая современные тенденции, мы должны иметь и создавать свои, отечественные кроссы. Однако последнее не значит полную замену импортного материала. Мы считаем, что к 2025 году можно и нужно снизить импортозависимость на 25–30%. А сейчас, помимо селекции мясного кросса для промышленных птицефабрик и объединений, мы ведем работу над созданием цветного кросса кур для фермерских и личных подсобных хозяйств, а это тоже мировой тренд!

Мировое птицеводство навстречу будущему2.jpg


Количество показов: 3593
Автор:  В. Дубинская

Возврат к списку


Материалы по теме: