Актуальные интервью

Ю. Ковалев: ПостПандемийные реалии свиноводства 2021 10.01.2022

Ю. Ковалев: ПостПандемийные реалии свиноводства 2021



Национальный союз свиноводов, Ковалев Ю.И.

Уважаемый Юрий Иванович, опишите, пожалуйста, коротко итоги постпандемийного 2020 года, поскольку они стали базовыми при формировании основных трендов ближайших последующих лет.
— Давайте начнем нашу беседу с напоминания, что на рубеже 2018–2019 годов отечественное свиноводство вышло на 100%-ную самообеспеченность: с этого момента начался этап острой конкуренции на рынке за сбыт дополнительных объемов. Основной рост выработки свинины до конца 2019 года происходил за счет вытеснения импорта. В 2018 году отрасли были выданы последние льготные кредиты порядка 200–250 миллиардов рублей. Далее по намеченному плану должен был сохраняться прирост продукции свиноводства в размере от 250 до 500 тысяч тонн ежегодно, то есть от 5 до 10% (и в 2020-м, и в 2021-м, и в 2022-м, и в 2023-м годах). Главным вызовом для нас стал риск пресыщения рынка. В 2020 году производство выросло в убойном весе на 350 тысяч тонн, или почти на 9%, в связи с чем цены в первом полугодии обрушились на 10%, а во второй половине года спад был нивелирован за счет увеличения потребления. Из этих 350 тысяч тонн 170 тысяч реализовались в основном за счет снижения импорта практически до нуля и роста экспорта со 100 до 200 тысяч тонн. Оставшиеся 180 тысяч тонн были реализованы за счет роста потребления свинины почти до 28 килограмм на человека.
— На отраслевой конференции по свиноводству по итогам 9 месяцев 2021-го года был зафиксирован небольшой спад производства. Какие  причины привели к потерям?

— Да, сентябрьские данные зафиксировали спад на 0,1%, а по прогнозам должен был быть рост на 0,1%. Виной тому комплекс эпизоотических проблем, который начался в ноябре–декабре 2020 года и продолжается по сию пору. Он связан с АЧС и РРСС (оценочно: 75% из потерь из-за АЧС и 25% — это РРСС). За полтора года мы сожгли один миллион свиней, тогда как за прошедшие 10 лет было сожжено два миллиона голов. Это значит, что в течение следующих периодов мы недополучим три миллиона свиней, или 300 тысяч тонн мяса.

В целом по году ожидается, что новые проекты в промышленном свиноводстве добавят 250 тысяч тонн, а вот проблемы эпизоотического характера могут принести потери около 200–220 тысяч тонн. Итого плюс будет возможен в районе 1% — примерно 30–50 тысяч тонн. В 2021 году также зафиксирован повышенный «пандемийный спрос», который обусловлен дополнительными выплатами денег населению и ограничением зарубежных поездок. Росту спроса на красное свиное мясо в 2021 году способствовали и высокие цены на мясо птиц.


— Как же вели себя цены на продукцию свиноводства 2021 году?

— Из-за дефицита предложения на внутреннем рынке оптовые цены на свинину начали расти. В целом они выросли примерно на 20–22% по сравнению со средними ценами прошлого года, «главную скрипку» в повышении себестоимости нашей продукции сыграли корма. Цена рационов для свиней выросла 2021 году относительно 2017-го на 52%. Союз свиноводов отмечает, что последние три года колебания цен на корма и волатильность себестоимости выращивания   поросят   в   целом, а также скачки оптовых цен на свиней ощутимо сократили маржинальность отрасли с риском ее перехода в отрицательную зону.

Шок наступил в сентябре. Пресса кричала о продовольственной инфляции свыше 10%. Мясо «назначили» чуть ли не главным виновником ценового взлета. Давайте вспомним, что пять лет цены не росли. Для решения проблемы правительство выбрало открытие беспошлинного импорта свинины, чтобы стабилизировать обстановку. Несмотря на множество попыток не допустить этого, принято решение о ввозе 100 тысяч тонн. НСС просил подождать нормализации ситуации с эпизоотией и дождаться восстановления производства, так как предприятия демонстрировали признаки восстановления. Так, в сентябре свиноводство показало –7%, а в октябре уже 2%. С –7% до +2% — это уже серьезно.

Факт один: активное восстановление началось. Данные мониторинга показывают, что в 2022 году нас ожидает рекордный прирост производства: даже за минусом возможных эпизоотических проблем он составит 7–8%.

— А что же происходит с экономикой хозяйств?

— Давайте обрисуем ситуацию с себестоимостью. В 2019 году производственная себестоимость (без амортизации и финансовых расходов) находилась на уровне примерно 65 рублей. В конце 2020-го — это уже 80 рублей, то есть повышение параметра на 25–30%. Наш союз полагает, что себестоимость в 2021 году может прибавить еще 10%.Таким образом, за два пандемийных года (2020 и 2021) у нас почти на 35–40% вырастает себестоимость. Если мы не остановим этот тренд, то отрасль может понести существенные потери.

Какой прогноз дают эксперты Национального Союза свиноводов на ближайшие годы?

— В 2022-м, в 2023-м, в 2024-м и даже в 2025-м году у нас продолжится прирост производства. Прежде всего его обеспечивают ТОП-20 компаний, которые имеют наибольший опыт, ресурсы и так далее. Лидеры отрасли заявили, что ближайшие 3–4 года смогут нарастить производство до 2 миллионов тонн. Даже те компании, которые в 2021 году из-за РРСС и АЧС потеряли 50–80 тысяч тонн, планируют восстановление в 2022-м. Показатель в 2 миллиона тонн (в живом весе) — это примерно 1,4–1,45 миллионов тонн в убойном весе, которые будут добавлены на рынок в 2022–2025 годах.
Как же распределить эти дополнительные объемы?
— Предполагаем, что за эти 4 года потребление может вырасти с 28 до 30 килограмм на человека в год, что даст дополнительный сбыт 300 тысяч тонн. Прогнозируем также падение производства в старых немодернизированных комплексах 400 тысяч тонн, и потери по эпизоотическим причинам, полагаем, составят 150 тысяч тонн. Понятно, что экспорт — это наша реальная возможность вырваться вперед, если мы добьемся показателя в 400 тысяч тонн вместо 200.

Юрий Иванович, а что происходило с внешнеторговыми поставками свиноводческой продукции в 2021 году? И какие рубежи нужно освоить в ближайшем будущем?
— В первом полугодии 2021 наблюдался рост экспорта, который с учетом шпика и субпродуктов составил 16% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Во втором полугодии темпы роста снизились и поставки выйдут на плато. По итогам года НСС прогнозирует, что экспорт продукции свиноводства может составить 220–235 тысяч тонн, или около 400 млн USD. Общий экспорт всех видов мяса в 2021 году может составить 500–550 тысяч тонн, или 1,1–1,2 млн USD.
Основные покупатели нашей свинины — Вьетнам, Украина, Беларусь, Гонконг — формируют 90% экспорта. По результатам 2021 года мы стали абсолютными лидерами на рынке Вьетнама, отвоевав практически 50% всех поставок. Однако теперь мы вступили в прямую конкуренцию с американским и бразильским бизнесом на этом освоенном рынке. Основной вектор расширения российского экспорта нацелен на открытие новых рынков, прежде всего Китая и Филиппин. Самые большие надежды мы возлагаем на КНР.

Интервью с Ю. Ковалевым, генеральным директором Национального Союза свиноводов (НСС)

Свиноводство Китая постепенно восстанавливается, благодаря огромным инвестициям. Конечно, они не будут уже ввозить 7 млн тонн, как в 2020 году, однако Rabobank прогнозирует импорт порядка 3 млн тонн. Если бы нам из этих трех миллионов получить хотя бы 10%, то это значило бы, что российские свиноводы получают дополнительный сбыт тех 300 тысяч тонн, о которых я упоминал. Именно поэтому мы так рассчитываем на Поднебесную. Вместе с Россельхознадзором мы работаем также над обеспечением допуска на филлипинский рынок. Чтобы было понятно, импорт Вьетнама — это 150 тысяч тонн, а импорт Филиппин — это 450 тысяч тонн.

Положительным фактором является поддержка экспорта государством.

— Какие задачи нужно решить производственникам для осуществления намеченных планов?

— Нашей отрасли необходимо довести основные показатели продуктивности до лучших ключевых значений: прежде всего, добиться выхода приплода на одну свиноматку ≥3,5 тонн в живом весе и конверсии корма ≤2,8. Сегодня все новые комплексы закладываются исходя из выхода на свиноматку примерно 4 тонны. Интенсификация в отрасли предполагает и повышение уровня вертикальной интеграции: обеспечение свыше 50% собственным зерном, так как его стоимость (индикатор ЦФО) по оптимистичным оценкам будет составлять 15 руб.

В таблице приведен рейтинг ТОП-10 компаний, которые сегодня формируют практически 80% всех экспортных поставок.



Рейтинг компаний — производителей свинины по экспорту продукции свиноводства в I полугодии 2021 г.* (коды ТНВЭД 0203, 0206 и 0209), без учета торговли со странами ТС

Название компании

Объем экспорта в натуральном выражении, т

Доля

в натуральном выражении, %

Объем экспорта в стоимостном выражении, тыс. USD

Доля

в стоимостном выражении, %

Стоимость, USD/кг

1

АПХ МИРАТОРГ

22 112

23,2

51 014

27,0

2,31

2

«Великолукский свиноводческий комплекс»

12 323

13,0

26 065

13,8

2,12

3

ГК «РусАгро»

11 401

12,0

21 607

11,4

1,90

4

«Агропромкомплектация»

8899

9,4

18 350

9,7

2,06

5

АО «Сибагро»

6513

6,8

16 477

8,7

2,53

6

ГК «Черкизово»

5761

6,1

11 790

6,2

2,05

7

Агрохолдинг «Талина»

3435

3,6

6926

3,7

2,02

8

ГК «Агро-Белогорье»

2532

2,7

3913

2,1

1,55

9

«Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева

830

0,9

951

0,5

1,15

10

АВК «Эксима»

559

0,6

942

0,5

1,68

Итого ТОП-10

74 364

78,2

158 035

83,7

2,13

Остальные

20 757

21,8

30 734

16,3

1,48

ИТОГО

95 120,9


188 769,3


2,0

* Предварительные данные ФТС РФ из отчета ИАА «ИМИТ» «Экспорт свиноводческой продукции из России в I полугодии 2021 года». ТОП-10 компаний-экспортеров формируют около 80% российского экспорта продукции свиноводства как по объему, так и по стоимости.


Основой для поставок на внешние рынки является продукция, полученная с предприятий, имеющих современные бойни. За последние 10 лет уже 60% предприятий обеспечили себя новыми мощностями по убою. Именно такие компании могут гарантировать высокий уровень санитарии, надлежащее хранение и сертификацию конечного продукта. Сейчас в процессе строительства находится несколько огромных предприятий мясопереработки. К 2025-му году таких хозяйств будет около 80%.

Нужны собственные убой, разделка. И, опять же, развитие экспортных каналов продаж.

Как тренд будут превалировать сделки по поглощению. Необходимы инвестиции в маркетинг, рекламу и брендирование продукции. Мы вошли в зрелый рынок со всеми его вызовами.

Благодарим за уделенное время и актуальные данные.

Беседу вела В. Дубинская


Количество показов: 2675
Автор:  В. Дубинская

Возврат к списку


Материалы по теме: