Ветеринария

Противобактериальные препараты для ветеринарии: новые реалии рынка 05.03.2022

Противобактериальные препараты для ветеринарии: новые реалии рынка

В условиях промышленного содержания животных при высокой концентрации поголовья применения противобактериальных средств избежать невозможно. Сегодня здравоохранение во всем мире обеспокоено проблемой антибиотикорезистентности. Один из способов борьбы с этим явлением — недопущение попадания противобактериальных препаратов в продукты питания. Очевидно, в этой области необходим не только контроль применения ряда ветпрепаратов со стороны государства, но и личное ответственное отношение и профессиональный подход ветеринарного специалиста к выбору того или иного лекарственного средства и точное следование инструкции к нему.

Проблема возникновения супербактерий и больничных инфекций должна рассматриваться с различных сторон. Очевидно, что в этом виноваты не только недобросовестные ветеринары. Принято считать, что более 50% всех антибиотиков применяется в сельском хозяйстве.

Однако они назначаются людям чаще, чем животным. Нередко противобактериальные средства назначаются неправильно и короткими курсами (в этом часто виноваты пациенты, нарушающие рекомендации врачей), а в аптеках недобросовестными провизорами допускаются случаи отпуска антибиотиков без рецепта.

В условиях стационаров противобактериальные препараты назначаются по протоколу, как правило, без посева на чувствительность возбудителя к препаратам (который делается только в особых случаях), а ведь именно это исследование позволяет увеличить эффективность лечения.

Нельзя винить в возникновении супербактерий только нашу отрасль!   Источниками   устойчивых к антибиотикам микроорганизмов могут стать бактерии воды и почвы, а также препараты для защиты растений...

Еще десять лет назад ситуация в ветеринарии была несколько иная. Кормовые антибиотики долгие годы были основным стимулятором роста и ликвидировали ряд болезней молодняка, однако этот путь признан тупиковым, так как они служили стимулятором развития полирезистентных сальмонелл и бактерий рода кишечной палочки.

Доля их потребления составляла около 70%, при этом в ветеринарной терапии этот показатель находился на уровне всего 6%, в медицине ― 9%, а вот при выращивании растений ― 15% (J. Kluytmans, ECCMID 2013).

Сейчас хозяйствам запрещено покупать и использовать в кормлении животных субстанции, содержащие противобактериальные препараты, что в значительной мере сокращает риски антибиотикорезистентности.

Причины возникновения антибиотикорезистентности в ветеринарии

Располагающие факторы

Назначение здоровым животным

Практически те же классы и соединения противобактериальных препаратов, что и в медицине

Низкие дозы (в том числе для стимуляции роста) и несоблюдение рекомендаций по применению

Отсутствие очистки сточных вод

Фальсификация и низкое качество субстанций


Бороться и искать, найти и не сдаваться

Как же минимизировать применение химиотерапевтических препаратов в условиях промышленного выращивания животных? Ключевое значение имеет создание биозащиты на предприятиях (мойка и дезинфекция помещений и оборудования, дезбарьеры и др.), обучение и контроль персонала,   полноценность   рациона, в том числе по аминокислотам, витаминам и микроэлементам. Благодаря селекции животных также возможно увеличить сопротивляемость к ряду болезней.

    Повышение иммунитета животных, сокращение технологических стрессов, доступ к современным вакцинам с актуальными штаммами (в том числе модифицированным), снижение плотности размещения, инновационные кормовые добавки и внедрение новых технологий уборки навоза также позволяют сократить применение ряда ветеринарных препаратов, реализовать генетический потенциал животных.
Противобактериальные препараты в ветеринарии были, есть и будут, но они должны применяться с терапевтическими целями. Сейчас многое зависит от того, как донести информацию о том, как и когда назначать эти препараты животным. Некоторые производители противобактериальных

ветеринарных препаратов в своих каталогах уже публикуют таблицы их чувствительности к ряду основных возбудителей болезней животных. Это наглядно, удобно и доступно.

Согласно современной концепции назначения противобактериальных действующих веществ существует разделение их на 3 группы: запрещенные для ветеринарного применения, препараты первого выбора, препараты второго выбора.

Точность в выборе лекарства ― первый шаг пресечения антибиотикорезистентности. Важную роль играет определение чувствительности возбудителя болезни к антибиотикам (бактериологические посевы). Данное исследование позволяет применять в хозяйстве определенную группу препаратов   достаточно   длительно. При назначении препарата учитываются его биодоступность, особенности механизмов резистентности (к некоторым препаратам антибиотикорезистентность формируется очень быстро, хотя вначале чувствительность может быть высокая).

На эффективность лечения оказывает влияние рекомендуемая производителем препарата доза и кратность применения. Соблюдайте инструкцию, и риск появления полирезистентных бактерий в стаде будет минимальным!

И, внимание! Возникновению резистентности бактерий к антибиотикам способствуют поддельные и некачественные препараты, последствия применения которых предугадать невозможно. Поэтому выбирайте проверенных поставщиков и известных производителей!

Разработчики противобактериальных средств вынуждены находиться в постоянном поиске новых действующих веществ и их синергистов.

Одна из важных задач ― создание препаратов с малым сроком ожидания по мясу и молоку, что является достаточно эффективной мерой противодействия   антибиотикорезистентности. Очевидно, что скоро в прайс-листах производителей кроме традиционных классификаторов будут актуальны разделы «Без ограничений по молоку», «Низкие сроки ожидания по мясу и молоку» и др.

Цефалоспорин третьего поколения цефтиофур не имеет срока ожидания по молоку, поэтому рекомендован для лечения маститов, эндометритов, некробактериоза у коров и бронхопневмоний телят. Действует в отношении большинства анаэробных бактерий и штаммов, продуцирующих β-лактамазы. Фторхинолон для ветеринарного применения марбофлоксацин в зависимости от вида животного и дозы применения имеет срок ожидания по мясу 4–5 суток для крупного рогатого скота и 5 суток — для свиней, срок ожидания по коровьему молоку — 24 часа. Сульфаниламид норсульфазол не является антибиотиком и используется без ограничений по молоку; по мясу — около 2 суток.

Для уменьшения риска возникновения резистентности к антибиотикам в ряде случае ветеринарные врачи назначают комбинированные средства, как при маститах, которые вызываются ассоциированными инфекциями.

В арсенале ветеринарных врачей, как и у медиков, есть препараты на основе сочетаний пенициллинов с ингибиторами β-лактамаз (клавулоновой кислотой). Клавулановая кислота обладает способностью инактивировать большинство β-лактамаз, обнаруженных у микроорганизмов, устойчивых к действию цефалоспоринов и пенициллинов.

Соединения бензоат натрия и сорбат калия являются        противогрибковыми        агентами, одновременно ингибирующими ряд бактерий, поэтому могут использоваться в составе противобактериальных препаратов в качестве синергистов.

Пролонгированные лекарственные средства позволяют снизить количество введений до 1–2 и действуют продолжительностью 5–7 и более дней. Они не только сокращают затраты труда, но и создают в очагах воспаления необходимые концентрации длительное время.

Улучшить показатели здоровья животных возможно при помощи селекции, не дожидаясь инфекций. Геномная оценка животных позволяет оценить их предрасположенность к тем или иным заболеваниям и проводить эффективную селекцию в стаде. Новое предложение от Zoetis — уникальная форма геномной оценки животных CLARIFIDE Plus позволяет оценить риски возникновения у крупного рогатого скота респираторных заболеваний, маститов, метритов, кетоза, смещения сычуга, болезней конечностей, диареи телят, кист яичников, задержания последа и других факторов, снижающих жизнеспособность и продуктивность животных. Надежность прогноза составляет около 70%.

В медицинской практике при антибиотикотерапии могут назначаться протеолитические энзимы (трипсин, липаза, амилаза, химотрипсин, панкреатин), которые нарушают рост микробных колоний и биопленок, а также прерывают передачу факторов резистентности биопленок, тем самым улучшают проникновение антибиотика в колонию бактерий. Кормовые ферменты сегодня применяются в составе 95–98% комбикормов. Многие композиции ферментов содержат α- и β-амилазы, липазу, протеазы, фитазу, ферменты, расщепляющие некрахмалистые полисахариды и др. Это создает благоприятную среду в кишечнике для усвоения корма, сохранения целостности слизистых и стимулирует иммунную защиту животного.

Какграмположительные,такиграмотрицательные бактерии коммуницируют между собой при помощи «чувства кворума» (quorum sensing, или QS) ― молекул аутоиндукторов, под влиянием которых у бактерий активизируются определенные гены, ответственные за образование биопленок, токсинов и капсул. Установлено, что некоторые растительные соединения (в том числе эллаготанины) способны разрушать QS патогенных бактерий в кишечнике, тем самым открывают новые горизонты в лечении и выращивании животных. К ферментам, разлагающим сигнальные молекулы бактерий, относятся лактоназы, ацилазы и оксидоредуктазы. Ферменты животных (параоксаназы) также способны разлагать сигнальные молекулы.

Наибольший спектр «антикворумных» препаратов получен из растений. Фитогеники рассматриваются не только как альтернатива антибиотикам, но и как путь снижения рисков антибиотикорезистентности. Интересные данные получены специалистами из Великобритании. Они обнаружили, что численность популяции E. coli, устойчивой к антибиотикам IV поколения (цефалоспоринам), в организме телят из молочных хозяйств может быть существенно снижена при применении масла   орегано.   Оно не только снижало численность резистентных E. coli, но и уменьшало риски появления в стаде супербактерий. Если в контрольной группе в фекалиях телят на контрольной диете 44,1% E. coli были резистентны к цефхинону, то у группы телят, 10 дней употреблявших масло орегано, этот показатель составил около 12,6%.

Помимо фитобитиков, значительную помощь фермерам могут оказать добавки на основе пробиотиков, вырабатывающих антагонисты клостридий, сальмонелл, а также болезнетворных штаммов кишечной палочки. Продуцентом лактоназы, ацилазы и оксидоредуктазы, ферментирующим сигнальные молекулы патогенов, могут быть селекционные штаммы бацилл, в том числе B. subtilis.

Законодательство

17 декабря 2021 г. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в законы «О ветеринарии» и «Об обращении лекарственных средств» по ограничению применения антибактериальных препаратов для животных; 24 декабря нововведения поддержал Совет федерации, а 30 декабря — президент. В настоящее время поправки опубликованы на сайте www.pravo.gov.ru (№ 0001202112300122) (активная ссылка publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202112300122). Внесение законопроекта инициировал Комитет Государственной думы по аграрным вопросам совместно с Россельхознадзором.

Согласно принятым поправкам, реализация кормов с добавлением антимикробных препаратов будет осуществляться исключительно по рецепту при условии наличия у производителя лицензии на фармацевтическую деятельность. На ряд препаратов для животных будут введены бумажные и электронные рецепты, которые будут оформляться в федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии «ВетИС» Россельхознадзора. Таким образом будет прослеживаться применение ряда противомикробных средств в сельском хозяйстве. Перечень рецептурных ветпрепаратов, порядок назначения и форма рецептов будет утверждены уже в ближайшем будущем. Федеральный закон о внесении поправок вступит в силу с 1 марта 2023 г.

Так как Россия является членом ЕАЭС, следующим шагом должна стать гармонизация новых поправок с его законодательной базой Союза.

В настоящее время ЕАЭС принимает законодательство, связанное с обращением лекарственных средств в целом, а также разрабатывает межгосударственные стандарты на пищевую продукцию (в том числе на содержание остаточных антибиотиков).

Какие препараты в ближайшие годы разрешат для обращения на рынке, во многом зависит от решения Евразийского союза. В конце января 2022 г. Совет Евразийской экономической комиссии утвердил Правила регулирования обращения ветеринарных лекарственных средств на таможенной территории Евразийского экономического союза, которые вступят в силу в 2024 г. До этого обращение лекарственных средств (в том числе ветеринарных препаратов) регулировалось исключительно законодательством стран-участников. На официальном сайте ЕАЭС сообщается об установлении так называемых переходных периодов. Акцентируется, что регистрация ветеринарных лекарственных препаратов и иные связанные с ней процедуры могут осуществляться в соответствии с законодательством государства — члена ЕАЭС с даты вступления в силу Правил ЕАЭС и до 31 декабря 2027 г. для обращения только на территории этого государства. При этом регистрационные удостоверения таких ветпрепаратов будут действительны на территории соответствующего государства в течение последующих пяти лет, то есть до 31 декабря 2032 г. Регистрационные удостоверения, выданные до даты вступления в силу Правил ЕАЭС, действительны на таможенной территории Союза в течение сроков, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, но не позднее 31 декабря 2027 г. В Правилах уточняется, что регистрационные досье ветеринарных лекарственных препаратов, зарегистрированных до даты вступления в силу Правил ЕАЭС, подлежат приведению в соответствие с Правилами ЕАЭС до 31 декабря 2027 г.

Достижения ветеринарной фармацевтики

Разработка, исследование и регистрация новых молекул противобактериальных веществ занимает около 7–10 лет. Очевидно, что полирезистентные бактерии способны размножаться и захватывать страны и континенты гораздо быстрее.

Для лечения животных сегодня созданы специализированные       противобактериальные вещества, не применяющиеся в медицине, среди которых цефтиофур.

Цефтиофур ― ветеринарный цефалоспорин последнего поколения, который оказывает бактерицидное действие   на   грамотрицательные и грамположительные бактерии, включая штаммы, продуцирующие β-лактамазу, и некоторые анаэробные бактерии. Быстро подвергается метаболизму с образованием десфуроилцефтиофура, который обладает эквивалентной цефтиофуру активностью в отношении бактерий. Данный метаболит обратимо связывается с белками плазмы и накапливается в очаге воспаления. Активность препарата не снижается в присутствии некротизированных тканей.

На основе цефтиофура выпускается ряд ветеринарных препаратов, в том числе Актионис (Laboratorios SYVA), Алцефур 50 (ALPOVET), Иноксел RTU (Vetanko), Наксел (Zoetis Inc.), Тиоцефур («ВИК —   здоровье животных»), Тиеркал (Livisto), Цефтимаг 10% суспензия («Мосагроген»), Цефтиофур 5% (KELA), Цемай (Laboratorios Maymo), Цефтисил («Ареал Медикал»/«АВЗ С-П»), Цефтонит Форте (NITA-FARM), Цефтиосан («Апиценна»), Эфикур (Laboratorios Hipra), Эксенел стерильный порошок (Zoetis Inc.) и другие препараты.

Также среди ветеринарных препаратов последние несколько лет популярен левофлоксацин достаточно «молодой» активный компонент, применяемый в медицине с 1993 г.

Левофлоксацин  представляет  собой фторхинолон III поколения. Для ветеринарии он ценен тем, что позволяет преодолеть резистентность микроорганизмов к фторхинолонам предыдущих поколений, в том числе энрофлоксацину.

В 2021 г. компания NITA-FARM анонсировала запатентованный внутриматочный раствор для коров на основе левофлоксацина Максинон. Препарат относится к фторхинолонам последнего поколения в ветеринарии, преодолевающим резистентность к используемым антибиотикам. Входящий в состав раствора декспантенол обеспечивает быструю регенерацию и восстановление эндометрия. Ограничения на использование молочной продукции минимальны и составляют 2 дня.

Раствор на основе левофлоксацина для орального применения зарегистрировали в прошлом году компания «Ветлайн» (Лево ВЛ 15), а также АО «Агробиопром» (Ветфлоксацин).

НПК «Фарминдустрия» выпустила оральный раствор для лечения бактериальных заболеваний органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы, инфекций кожи и мягких тканей свиней и кур Левобром, представляющий собой комбинацию левофлоксацина и бромгексина. Также компания выпускает противомикробный препарат для лечения болезней кишечника у свиней и птицы Бутиквинол, содержащий халквинол и бутират натрия.

Ситуация на рынке антибиотиков для людей и животных накаляется с каждым годом. В 2020 г. Всемирная организация здравоохранения сообщила, что ни одного из 43 антибиотиков, находящихся в разработке, недостаточно для борьбы с устойчивостью к противомикробным препаратам. Согласно отчету «Глобальное исследование устойчивости к противомикробным препаратам», опубликованному в журнале The Lancet, устойчивость к противомикробным препаратам является непосредственной причиной гибели ежегодно 1,27 млн людей в мире, в том числе и детей. Очевидно, что в сложившейся ситуации в ветеринарной практике необходим не только взвешенный выбор противобактериальных препаратов, но и создание новых схем лечения, выработка новых подходов к кормлению и содержанию животных.
Редакция выражает признательность компаниям ALPOVET и «Мосагроген» за помощь в подготовке материала.

 

Цефтимаг (10% суспензия) производится компанией «Мосагроген». Цефтимаг вводят животному в два раза меньшем объеме по сравнению с ветеринарными 5%-ными цефтиофурами. Благодаря этому препарат всасывается из внутримышечного или подкожного депо быстрее, чем препараты с низкой концентрацией активного вещества. По сравнению с аналогами, имеющими концентрацию в 2 раза меньше, Цефтимаг высокоэффективен при лечении бактериальных патологий и экономичен, так как для лечения требуется вдвое меньший объем лекарственного средства, безопасен в продовольственном отношении, так как сокращаются сроки разрешенного убоя после последнего применения препарата, что позволяет использовать молоко без ограничений.



Количество показов: 977
Автор:  В. Лавренова, маркетолог издательства «Сельскохозяйственные технологии» / @vlavrenova_1979 в Instagram

Возврат к списку