Корма и кормовые добавки

Органические формы микроэлементов — залог здоровья свиноматок и поросят 07.12.2014

Органические формы микроэлементов — залог здоровья свиноматок и поросят

Нарушения обмена веществ, вызванные дефицитом микроэлементов, становятся одной из причин, приводящих к выбраковке свиноматок и падежу поросят. Предотвратить такие последствия и обеспечить наилучший результат позволяет правильный выбор используемой в рационе формы микроэлементов.

Современное свиноводство сталкивается с решением сложных задач:

• реализация племенного потенциала животных;

• увеличение длительности продуктивной жизни свиноматок;

• сохранение здоровья и достижение производственных показателей поросят перед убоем.

Это фактически три условия прибыльности хозяйства. Хотите иметь крупные гнезда со здоровыми поросятами — развивайте и реализуйте племенной потенциал свиноматок, в частности следуя нормам правильного кормления и оптимальным условиям содержания. Чем дольше такое животное остается в производстве, тем быстрее вернутся ваши инвестиции, потраченные на его получение, приобретение и выращивание, и тем большую прибыль оно принесет предприятию. Кроме того, чем меньше процент ремонта стада, тем более рентабельным будет производство. Еще одной составляющей успешного производства являются здоровые поросята, которые быстро растут, и со временем мы получаем качественные туши с высоким выходом мяса.

Чтобы это стало реальностью, животные должны получать все необходимые микроэлементы. Поскольку корма не удовлетворяют эту потребность в полной мере, проблему дефицита могут решить добавки. Что же в результате получает хозяйство? Здоровых свиней с отличными производственными показателями.

Неорганические формы микроэлементов

Микроэлементы входят в состав всех клеток и тканей организма, гормонов и ферментов. Они обеспечивают функционирование сердечно-сосудистой, нервной, опорно-двигательной и других систем организма, принимают участие в синтезе важных соединений, строении тканей, обменных процессах, кроветворении, пищеварении, нейтрализации токсичных продуктов обмена. Некоторые из них влияют:

• на рост свиней: марганец (Mn), цинк (Zn), йод (I);

• репродукцию: (марганец (Mn), цинк (Zn);

• кровообразование: железо (Fe), медь (Cu), кобальт (Со).

Микроэлементы обеспечивают работу сотни энзимов в организме свиней и поддерживают иммунную систему. Они обеспечивают целостность скелета животных. Цинк и медь, например, участвуют в синтезе коллагена, который укрепляет кости и ткани (особенно соединительные). При дефиците этих микроэлементов развивается хромота, что в конечном итоге приводит к выбраковке.

Недостаток микроэлементов приводит ко многим негативным последствиям (поскольку они неспецифичны, часто причину проблемы определяют ошибочно):

• репродуктивные проблемы (нерегулярное возвращение в охоту / слабо выраженные признаки эструса / низкий процент оплодотворения / прохолосты и т.п.);

• проблемы с конечностями (нарушение локомоции, в частности хромота);

• слабый иммунный ответ и предрасположенность к инфекционным заболеваниям;

• ухудшение производственных показателей.

Распространенное средство профилактики этих проблем — ввод в рационы неорганических форм микроэлементов (НФМ), в частности в виде солей. Основное их преимущество — низкая цена. При этом следует учесть, что нормы обеспечения потребностей свиней НФМ были определены еще в 60–80-х годах. Кроме того, основной недостаток НФМ — плохая биодоступность (табл. 1). Они не содержат углерода, поэтому организм свиней воспринимает эти соединения как токсины, не давая им распасться и усвоиться. Как следствие, большая часть неорганических микроэлементов выводится из организма с мочой.

Таблица 1

Усвоение неорганических микроэлементов (цинк, медь), добавленных в корма для поросят весом 25 кг

Показатели

Zn

Cu

Содержание микроэлементов в организме, мг/кг

27,5

1,5

Минералы (введенные + основные), мг/кг корма

100+17

150+7

Получено с кормом на 1 кг ЖМ, мг/1,5 кг корма

175

236

Усвоено, %

16%

0,6%

Выведено, %

84%

99,4%

Еще одна распространенная ошибка — скармливать больше НФМ, чтобы устранить дефицит. Однако это приводит к росту кормового антагонизма (один микроэлемент полностью или частично блокирует другой), в результате которого биодоступность минералов только ухудшается (рис. 1). Так, сульфаты ухудшают усвоение меди; избыток кальция (Ca), фосфора (P) и железа (Fe) вызывает дефицит марганца (Mn); между медью и цинком возникает противодействие.

image001.gif

Рис. 1. Кормовой антагонизм микроэлементов

Органические формы микроэлементов (хелаты)

В отличие от НФМ, органические формы микроэлементов (хелаты) имеют лучшую биологическую доступность: они легко устанавливают ионную связь с клетками организма, распадаются и полностью усваиваются.

В зависимости от источника происхождения хелаты разделяют на несколько видов:

• металл-аминокислотные хелаты;

• металл-глициновые хелаты;

• ГМТБк-хелаты (хелаты гидрокси-метилтиобутановой кислоты).

Все хелатные соединения имеют гетероциклическое кольцо, которое обеспечивает стабильность и защиту во время пищеварения, а следовательно, оптимальное всасывание микроэлементов. Это основное отличие органических и неорганических форм микроэлементов.

Как хелаты влияют на свиноматок

В условиях интенсивного производства свинины нагрузки на свиноматок очень велики. Как следствие, процент выбраковки и ремонта также выше (около 50%): животным труднее реализовать потенциал производительности, их репродуктивная жизнь короче — менее пяти опоросов (табл. 2).

Таблица 2

Показатели производительности свиноматок в условиях интенсивного производства в Великобритании, США, Франции и Голландии (Gill, 2000)

Показатели

Великобритания

США

Франция

Голландия

Продолжительность продуктивной жизни, лет

2,4

1,8

2,0

2,3

Количество отлученных поросят (за продуктивную жизнь), гол.

52,8

36,8

37,6

39,3

Ежегодные ремонт стада, %

42

56

50

43

Высокий процент ремонта приводит к тому, что большую часть стада составляют свинки. Это существенно увеличивает затраты в хозяйстве. Основные причины выбраковки молодых свиноматок — проблемы с воспроизводством и заболевания конечностей (рис. 2).

image002.gif

Рис. 2. Основные причины выбраковки молодых свиноматок (Lucia et al., 2000)

Одним из эффективных способов снижения процента выбраковки свиноматок является введение в рацион ГМТБк-хелатов. Это доказано результатами исследования (Zhao et al., 2010), проведенного на двух фермах. Маточное стадо каждой составляло 6400 свиноматок (ремонтных свинок закупали в одном и том же репродукторе). На первой (контрольной) ферме (далее — контрольная группа) в рационы животных вводили только неорганические микроэлементы (100%), а на другой (далее — опытная группа) неорганические микроэлементы объединили с органическими (50/50) (ГМТБк-хелаты: Cu, Mn, Zn) (табл. 3).

Таблица 3

Опыт: введение органических и неорганических микроэлементов в рационы свиноматок (Zhao et al., 2010)

Микроэлементы

Контрольная группа

Опытная группа

ГМТБк-хелаты

НФМ

Всего

ГМТБк-хелаты

НФМ

Всего

Zn

165

165

82,5

82,5

165

Cu

16

16

8

8

16

Mn

38

38

19

19

38

Результаты опытной группы были существенно лучше: в сравнении с контрольной группой уровень выбраковки свиноматок снизился на 2,9% (10,56 против 12,65%), в основном за счет меньшего количества случаев заболевания конечностей (рис. 3).

image003.gif

Рис. 3. Процент выбраковки свиноматок контрольной и опытной групп из-за проблем с конечностями (Zhao et al., 2010)

Свиноматки, в рационы которых вводили ГМТБк-хелаты, лучше реагировали на вакцинации, в частности против микоплазмы: титры антител у них были выше даже через 4 недели после вакцинации, в сравнении с животными, получающими неорганические микроэлементы (рис. 4).

image004.gif

Рис. 4. Реакции на вакцинацию свиноматок опытной и контрольной групп (Zhao et al., 2010)

Еще одним преимуществом применения хелатных микроэлементов является улучшение продуктивности свиноматок, особенно до 4-го опороса (период максимальной реализации потенциала воспроизводства): больше количество живорожденных и отлученных (табл. 4). Так, новорожденные поросята опытной группы весили больше: 1,358 кг в сравнении с 1,248 кг (среднее значение).

Таблица 4

Суммарные показатели продуктивности свиноматок за 1–4-й опорос в опытной и контрольной группах (Zhao et al., 2010)

Показатель

Опытная группа (n=3994)

Контрольная группа (n=4118)

Разница

P

Новорожденные

41,61

38,89

2,71

0,04

Отъемыши

36,39

34,64

1,73

0,07

Один из важнейших вопросов — сколько органических микроэлементов необходимо вводить в рацион свиноматок, чтобы обеспечить положительные результаты (при условии, что их не объединяют с НФМ). Рекомендации резко разнятся. Опытным путем доказано, что оптимальное содержание ГМТБк-хелатов в корме для свиноматок составляет:

• Zn — 80–100 мг/кг;

• Cu — 15–20 мг/кг;

• Mn — 20–40 мг/кг.

Поросята растут как на дрожжах

Медь — природный стимулятор роста (в частности, влияет на м-РНК путем экспрессии аппетит-регулирующих генов в гипоталамусе, или, простыми словами, улучшает аппетит животного), однако эффект этого микроэлемента зависит от абсорбции.

Чтобы выяснить, как ввод меди в рацион влияет на развитие поросят (среднесуточные привесы, потребление и конверсия корма с 26-го по 68-й день жизни) испанские ученые (Parker et al., 2010) провели исследования. Животных разделили на три опытные группы в зависимости от вида и количества меди, входящей в их рацион: 1-я контрольная (в которой поросята получали медь неорганического источника в дозировке 6 мг на 1 кг корма); 2-я контрольная (150 мг Cu неорганического соединения на 1 кг корма); опытная (150 мг/кг Cu-ГМТБк хелата на 1 кг корма). Результаты приведены в табл. 5.

Таблица 5

Результаты опыта по введению меди в рацион поросят (Parker et al., 2010)

Показатели

Группы

Стандартная погрешность

І контрольная

ІІ контрольная

Опытная

Среднесуточный привес, г/сут.

346,3

346,4

377,6

9,77

Потребление корма, г/сут.

534

510

544

10,8

Конверсия корма

1,54

1,47

1,44

0,035

Интересным было сравнение результатов 2-й контрольной и опытной групп, которые получали по 150 мг/кг неорганической и органической меди соответственно. Приросты поросят, в рационы которых вводили Cu-ГМТБк-хелат, были на 9% больше, а потребление корма выросло на 7%. Коэффициент конверсии существенно не изменился.

В другом опыте результаты в пользу хелатных форм микроэлементов (Zn, Cu, Mn) получили при сравнении их с НФМ (в виде солей). Объектом исследования (Parker et al., 2007) стали 120 поросят (по 60 голов в опытной и контрольной группах), которых отлучили на 28-е сутки (начало эксперимента, длящегося 34 дня). Дозы микроэлементов в органической и неорганической формах составляли: Zn — 150, Cu — 170, Mn — 150 мг/кг. Животные опытной группы имели лучшие производственные показатели: среднесуточный привес больше на 30 г (495 против 465 г/сут.), среднесуточное потребление корма — на 16 г (662 против 646 г/сут.), коэффициент конверсии корма — на 0,05 (1,34 против 1,39).

Рекомендации относительно ввода ГМТБк-хелатов в корма поросят:

• Zn — 30–60 мг/кг;

• Cu — 50–100 мг/кг;

• Mn — 10–20 мг/кг.

Выводы

Введение ГМТБк-хелатов в рацион свиноматок приводит к укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшает общее состояние животных, о чем свидетельствует снижение процента выбраковки, в частности из-за нарушения локомоции. Кроме того, каждая свиноматка рождает больше поросят, увеличивается вес гнезда. Благодаря вводу хелатных микроэлементов животные потребляют больше корма, быстрее растут.


Количество показов: 5914
Автор:  А. Бордуне, технический специалист по свиноводству компании Novus

Возврат к списку


Материалы по теме: