Корма и кормовые добавки

Рынок кормовых витаминов 12.02.2019

Рынок кормовых витаминов

Витамины — необходимый ингредиент современных комбикормов. Потребности в этих кормовых добавках в России растут с каждым годом и обеспечиваются за счет импортной продукции.

В организме витамины выполняют роль катализаторов химических реакций, протекающих в клетках органов и тканей. Они проявляют свою активность, находясь в малых концентрациях, но их недостаток неизбежно приводит к патологиям в организме. Ряд витаминов вырабатывается собственной микрофлорой животных (в преджелудках жвачных, толстом кишечнике млекопитающих), но в условиях промышленного производства собственных ресурсов организма животному становится недостаточно.

Новые технологии кормления и содержания, промышленные стрессы, селекция животных на высокую продуктивность значительно (в 3–5 раз и более) увеличивают потребность скота и птицы в отдельных витаминах. Например, технологии разведения свиней с использованием щелевых полов исключают естественную копрофагию, лишая животных природного источника витаминов группы B и других питательных и биологически активных веществ, что увеличивает частоту диспепсий. В свою очередь, ранний отъем поросят способствует повышению потребности в витамине C, пиридоксине и карнитине. Мясные кроссы птицы нуждаются в мерах по укреплению костной ткани, в частности в увеличенных дозах витамина D3, а также его метаболита. Высокомолочные коровы испытывают дефицит тиамина, ниацина, витамина B12, холина, биотина, витамина K. У коров с высокими удоями также описаны случаи дефицита витамина C.

Российская комбикормовая промышленность, так же как аналогичные отрасли других стран, вынуждена использовать импортные кормовые витамины (за исключением витамина K3, производство которого налажено в России силами ООО «Новохром»). В настоящее время на рынке на ряд товарных позиций витаминов наблюдается спад предложения, что провоцирует резкий рост цен. Рынок витаминов во многом зависит от состояния бизнеса нескольких мировых гигантов, в том числе от производителей сырья.

В 2017 г. из-за пожара на заводе BASF пострадал рынок цитраля — важного компонента синтеза витаминов A и E, а также каротиноидов. В результате производство было приостановлено, а первая партия цитраля успешно выпущена только в конце апреля 2018 на заводе в Людвигсхафене. В конце 2018 г. были запланированы профилактические работы на заводе DSM Nutritional Products. Во втором полугодии 2018 г. китайский производитель витаминов A и E Zhejiang NHU Company Ltd. также осуществлял запланированные технические работы на заводе. Все эти обстоятельства способствуют повышению цен на витамины в мире.

Дефицит витаминов A и E привел к значительному скачку цен. Рост курса валют также негативно отражается на стоимости добавок кормовых витаминов.

Повышение цен на витамины отрицательно сказывается на производителях премиксов (затраты на их внесение составляют более 80% от себестоимости товаров). Наиболее значимыми в ценообразовании являются витамины A, E, B2, ниацин (PP, или B3) и кальпан (D-пантотеновая кислота, витамин B5).

Снижение цен стимулирует появление новых игроков на рынке. По данным специалистов DSM, в 2014 г. с открытием двух новых производств витамина E цена на него резко снизилась, опустившись до минимальных значений 2009–2014 гг. К сожалению, вскоре она опять поползла вверх.

Теоретически улучшить ситуацию на рынке может развитие отечественного производства. Однако эти меры можно рассматривать только как долгосрочные, так как строительство заводов требует привлечения огромных инвестиций и собственных научных разработок, а кроме того, особой государственной поддержки и жесткого соблюдения природоохранных мер. Как сказано выше, в России на данный момент производится только витамин K3. При этом стоит отметить, что для его производства необходим импортный никотинамид. В краткосрочной перспективе на ситуации с кормовыми витаминами благоприятно сказались бы максимально упрощенные процедуры ввоза и регистрации наукоемких ингредиентов комбикормов.

Частично заменить каротин и некоторые синтетические кормовые витамины в комбикормах может витаминная травяная мука. В ней содержится каротин (провитамин A), витамины группы B, витамины E, PP, C, K, пантотеновая кислота, холин.

Сегодня Китай является лидером синтеза кормовых и пищевых витаминов. В этой стране выпускается более 80%, а по некоторым позициям даже более 95% от глобального объема витаминов и предшественников веществ. Кормовые витамины производят несколько десятков независимых китайских компаний. В Китае также активно размещают заказы и организовывают собственные заводы многие европейские компании (DSM Nutritional Products, Kaesler Animal Nutrition, Orffa Additives B.V., Impextraco NV и др.). Китайское правительство в последние годы проводит политику ужесточения мер в отношении загрязнения окружающей среды, что ограничивает развитие рынка витаминов и увеличивает их стоимость. Сегодня китайская индустрия не только сильна производством витаминов группы B, но также развивает синтез других питательных кормовых компонентов. В частности, Zhejiang NHU Company обладает высоким потенциалом на рынке витаминов A и E.

Ассортимент

Ассортимент кормовых витаминов на рынке определяют нормы кормления животных. В зависимости от вида животных в кормах и премиксах используются следующие соединения витаминов: ретинола ацетат, пропионат или ретинолапальмитат (витамин A), эргокальциферол (витамин D2), холекальциферол (витамин D3), метаболит витамина D (25-OH- D3), токоферол (витамин Е), менадион (витамин K3), тиамин (витамин B1), рибофлавин (витамин B2), пантотеновая кислота (витамин B3), холин (витамин B4), ниацин (витамин PP, B3), пиридоксин (витамин B6), фолиевая кислота (витамин Bс, или B9), цианкобаламин (витамин B12), аскорбиновая кислота (витамин C), биотин (витамин H). В кормлении жвачных недавно было обосновано применение карнитина — витаминоподобного гепатопротектора, ранее рекомендованного только для кормления моногастричных животных.

Производители витаминов

По оценкам Feedinfo, в 2018 г. мировой рынок кормового витамина A составит 20 тыс. метрических тонн.

Комбикормовая промышленность России сегодня использует самые современные кормовые препараты витаминов. Согласно данным FEEDLOT за I–III квартал 2018 г., ключевыми поставщиками витамина A в Россию являлись компании BASF (35,6%), DSM Nutritional Products (24,0%), Adisseo (16,5%). Эти три лидера занимают 76,1% от общего объема импорта витамина A в Россию. Всего за этот период в РФ было поставлено 176 тонн, что на четверть меньше, чем в аналогичном периоде 2017 г.

Компания BASF поставляет в Россию кормовые добавки витаминов Лутавит A, Лутавит A/ D3, Лутавит Кальпан, Лутавит B2 SG80.

Один из мировых лидеров в области кормления животных компания Adisseo поставляет широчайший спектр продукции, в том числе кормовые витамины A, E, H, K3 (препарат Микровит, а также комплекс Микровит АД3 Супра).

Согласно оценкам Feedinfo, в 2018 г. мировой рынок кормового витамина E составит 90 тыс. метрических тонн. По данным информационного агентства FEEDLOT, основными поставщиками витамина E в Россию являются такие компании, как Kaesler Animal Nutrition (21,7%), DSM (18,3%), Zhejiang Medicine Co. (17,4%) и BASF (13,5%), доля которых составляет 70,9% от общего объема импорта витамина E в Россию. В январе–сентябре 2018 г. зарубежные поставки витамина E (50%) снизились на 17,5% и составили 2578 тонн.

Kaesler Animal Nutrition была основана Хайнцем Ломанном и Паулем Весйоханном в 1932 г. Многие годы компания предлагает широкий ассортимент ингредиентов комбикормов, поставляемых сертифицированными производителями. Кормовые витамины E, D3, E, C, B1, B2, B6 и других представлены под маркой Куксавит.

Силами транснационального гиганта DSM Nutritional Products производится более 50% витаминов в мире. Компания владеет более 50 заводами по всему миру, в том числе премиксным производством в России. В Россию DSM Nutritional Products поставляет кормовые витамины B6, E, K3 и биотин под торговым названием Ровимикс.

Среди немецких производителей кормовых витаминов необходимо отметить продукцию Sunvit и MIAVIT.

Компания Sunvit поставляет витамины A, D3, E, H, B12 под торговой маркой Санвит.

Немецкая компания MIAVIT основана в 1964 г. и поставляет свою продукцию уже более чем в 80 стран во всем мире. Среди зарегистрированных в России кормовых добавок MIAVIT — МИАВИТ Бленд (комплекс витаминов A, D3, группы B), Миа-Вит E.

Крупный производитель кормовых добавок для животных Trouw Nutrition Nederland представляет в России витаминно-минеральные добавки для скота и птицы.

Бельгийская компания Impextraco зарегистрировала несколько видов кормовых витаминов для животных, в том числе витамин E (кормовая добавка Токомикс 500).

Голландская компания Orffa Additives B.V. производит широчайший спектр кормовых витаминов, в том числе A и E (Орффа А 1000 и Орффа Витамин E 50%). Производство препаратов размещено в Китае, Бельгии и Нидерландах.

По данным Реестра кормовых добавок, витамин B1 в России представлен кормовыми добавками Хиавит (Impextraco NV), Витамин B1 Моно (Impextraco NV), Витамин B1 кормовой (Hubei Huazhong Pharmaceutical), Куксавит В1 (Kaesler Animal Nutrition), ВитОМЭК Витамин B1 (Jiangsu Brather Vitamins), Орффа Витамин B1 High Flow (Jiangsu Brother Vitamins) и др.

По данным FEEDLOT, в январе–сентябре 2018 г. в Россию было ввезено порядка 97 тонн витамина B2, это на 49% меньше, чем за аналогичный период 2017 г. Крупными поставщиками данного витамина в Россию за 9 месяцев 2018 г. являются Guangji Pharmaceutical Co. (41,7%), Chifeng Pharmaceutical Co. (17,0%) и DSM Nutritional Products (22,7%). Их суммарный импорт составляет 81,4% от общего объема импорта витамина B2 в Россию. По оценкам Feedinfo, в 2018 г. мировой рынок кормового витамина B2 достигнет 11 тыс. метрических тонн.

В 2011 г. швейцарская компания Lonza отметила 40-лет-ний юбилей выпуска ниацина. Являясь мировым лидером по производству витамина B3 в течение четырех десятков лет, Lonza покрывает более половины мировой потребности в витамине PP среди производителей пищевых продуктов и кормов для животных. Сегодня компания производит порошковую форму витамина. Помимо швейцарского витамина PP, в России зарегистрирован Ниацин USP кормовой индийского производителя Lasons India Private Limited, а также Нутри PP 50 C (ниацин в жировой оболочке) от Nutriad.

По предварительным данным Feedinfo, объем производства витамина B5 (D-кальпана) в 2018 г. достигнет 28 тыс. метрических тонн, а его потребление вырастет до 22 тыс. метрических тонн. Ежегодный рост производства составит 3–5%. Китай в ближайшие годы останется главным поставщиком D-кальпана, а рост производства в ближайшие два года может составить 2–3 тыс. тонн. На данный момент спрос и предложение на витамин находятся в равновесии, поэтому между основными производителями этого витамина усилится борьба за долю на рынке.

Согласно расчетам компании FEEDLOT, за 9 месяцев 2018 г. в Россию было поставлено около 115 тонн витамина D3, это на 16,4% меньше, чем за аналогичный период 2017 г. Ключевыми поставщиками витамина D3 в Россию являются Fermenta Biotech Limited (43,4%), Xiamen Kingdomway Group Company (29,1%) и DSM Nutritional Products (17,9%). Суммарно они поставили 90,4% от общего объема импорта витамина D3 в Россию. По оценкам Feedinfo, в 2018 г. мировой рынок кормового витамина D3 составит 10 тыс. метрических тонн.

Производство кормовых витаминов сегодня размещается в Германии, Китае, Франции Нидерландах, Бельгии, Испании и некоторых других странах.

Ведущими зарубежными производителями добавок кормовых витаминов являются Adisseo, BASF, DSM Nutritional Products, Kaesler Animal Nutrition, Orffa Additives B.V., Lonza, MIAVIT, Sunvit и другие компании.

Рынок кормовых витаминов развивают отечественные компании «АгроКонцепт», «ВитаГарант», «Кормовит», «ВитОМЭК», «ВласАгро», «Техкорм», «Мисма Про», «МС Био», «Инкорм», «ИмпексФид» и др.

Инновации и технологии

Витаминные препараты производят путем химического и микробиологического синтеза.

Производство витаминов осуществляется в несколько стадий и нуждается в хорошей технологической оснащенности. Оно требует наличия стабильной сырьевой базы, оборудования для очистки продукции на выходе, а также жесткого соблюдения мер защиты окружающей среды.

К важным товарным свойствам кормовых витаминов относятся химическая стабильность, биодоступность, равномерное распределение действующего вещества в препарате, низкая гигроскопичность и слеживаемость, возможность легкого смешивания.

Особенности технологии производства комбикормов диктуют специфические требования к использованию добавок кормовых витаминов.

Сегодня реализуются сухие, масляные, водорастворимые и DLC-формы (системы жидкого кормления) кормовых витаминов.

По способности сохранять свои свойства при производстве кормов и премиксов кормовые витамины делятся на стабилизированные и нестабилизированные формы. Стабилизированные формы представляют собой микрогранулы и микрокапсулы, которые содержат витамины, защищенные матриксом из желатина или жира. Другой способ сохранять витамины — ввод в корма повышенного количества антиоксидантов, в том числе других витаминов (например, витамин C может стабилизировать витамин E). Некоторые витамины устойчивы во внешней среде, поэтому в дополнительных стабилизаторах не нуждаются.

Микровит Супра (Adisseo) — мировой эталон качества в производстве защищенных форм витаминов, которые применяют в особо сложных и так называемых «агрессивных» технологиях производства кормов, когда стабильность витаминов и их гомогенное распределение в смесях имеют решающее значение. Для производства комбикормов в стандартных условиях компания Adisseo рекомендует продукцию Микровит Промикс в форме порошков.

Коррективы в производство добавок кормовых витаминов вносят видовые особенности органов пищеварения у животных.

Кормление жвачных требует внесения в корм компонентов, защищенных от воздействия микрофлоры рубца. Такие формы кормовых препаратов уже созданы, в частности для витамина A и холина. Уникальная и защищенная патентом технология компании Adisseo используется для производства Микровит A Супра 1000 Ruminant. Кормовая добавка от Nutriad Нутри PP 50 C (ниацин в жировой оболочке) предназначена для корректировки энергетического метаболизма у высокопродуктивных коров в транзитном периоде и во время раздоя, а также во время воздействия на животное теплового стресса.

Для защиты опорно-двигательного аппарата в бройлерном и яичном птицеводстве сегодня применяются не только препараты D3, но и его метаболиты.

Кормовая добавка Ровимикс Hy-D является метаболитом витамина D3: 25-гидроксихолекальциферол (25-OH-D3) — основная транспортная форма витамина D3 в организме. Hy-D® отличается от обычной формы витамина D3 активностью, способом абсорбции и более легкой доступностью, т.к. начинает действовать сразу при попадании в организм, в то время как витамин D3 сначала абсорбируется из кишечника, накапливается в печени, подвергается биохимическим процессам и только после этого в почках окончательно перерабатывается в 25-гидроксивитамин D3 метаболит. Тем самым препарат Ровимикс Hy-D® минует несколько стадий биохимических превращений в организме и доступен даже при различных поражениях печени и почек. Установлено, что наиболее экономически эффективным источником витамина D3 в мясном и яичном птицеводстве является применение препарата Ровимикс Hy-D совместно со стандартными источниками витамина D3. Оптимальное соотношение по активности витамина D3 достигается при вводе 50% препарата Ровимикс Hy-D® и 50% витамина D3.

В настоящее время российская промышленность, как никогда, нуждается в качественных, доступных и недорогих ингредиентах. Несмотря на дефицит и рост цен на Кормовые витамины, производство премиксов в России растет. По данным Tebiz Group, в 2017 г. объем российского производства достиг 471 тыс. тонн. При этом выпуск премиксов для птицы составил 48,7%, для свиней — 19,6%. Крупнейшими производителями премиксов сегодня являются «Коудайс МКорма» («Де Хёс»), ГК «МЕГАМИКС», «Каргилл», «Зернопродукт», «Завод премиксов № 1», «АгроБалт трейд», «Никомикс», «ДСМ Нутришнл Продуктс Рус» и др.


Количество показов: 6807
Автор:  В. Лавренова, маркетолог издательства «Сельскохозяйственные технологии»

Возврат к списку


Материалы по теме: