Корма и кормовые добавки

Турбулентность на рынке кормовых витаминов и аминокислот в 2020 году 06.07.2021

Турбулентность на рынке кормовых витаминов и аминокислот в 2020 году

feedlot, кормовые витамины, аминокислоты, рынок

Во второй половине 2020 года из-за COVID-19 мировые мощности по производству кормов резко упали. В марте–апреле 2020 года, когда в мире бушевала пандемия, а производители приостанавливали производство, отмечался значительный рост цен на биологически активные добавки (в том числе на аминокислоты и витамины), при этом перевозчики задерживали доставку из-за нарушения цепочек логистики. Предложение снизилось, соответственно, рыночная цена выросла. Так как часть покупателей тогда уловила момент и совершила закупки, текущий рыночный спрос немного снизился относительно прошлых лет. Пандемия коронавируса внесла серьёзные коррективы в структуру потребления товаров и услуг, повлекшие за собой изменения мировых товарных потоков в первую очередь на самых оживлённых торговых направлениях, таких как Китай – Северная Америка и Китай – Европа. В начале кризиса, в период введения тотальных локдаунов и иных мер по борьбе с COVID-19 по всему земному шару, спрос на ряд товаров народного потребления резко упал, а экономическая активность вошла в негативный тренд. Китайские экспортёры приостанавливали производство товаров с низким или отсутствующим платёжеспособным спросом, что привело к снижению потребности в морских перевозках и, что не менее важно, потребности в контейнерах, необходимых для осуществления таких перевозок. Океанские линии — компании, занимающиеся данным видом перевозок, ответили на этот вызов сокращением флота, т.е. вывели часть судов из расписаний движения, тем самым сократив максимальный объём контейнеров, перевозимых за определённый период времени. Таким образом они защитили свой бизнес от убытков, которые перевозчики могли бы понести за «простаивающие» без грузов контейнеровозы. Помимо уменьшения ёмкости торгового флота, важным фактором, повлиявшим на мировые цепочки поставок, явилось повсеместное введение разнообразных ограничительных мер, связанных с борьбой с вирусом: усиленные проверки, помещение товаров и пассажиров на карантин, сокращение пропускной способности, полный запрет на перемещение людей и грузов в определённых точках и т.п. Особенно сильно данные меры были заметны в сухопутных пунктах пропуска через границы, а также в морских и аэропортах. Если говорить о контейнерах, то в связи с этими мерами имел место следующий эффект: если раньше, в «докризисных» реалиях, условный контейнер, прибывающий в порт Гамбурга, мог быть отправлен обратно в Китай (загруженный экспортным немецким грузом либо «порожняком») через 1–2 недели, то сейчас данный период может затянуться на месяцы.

Упомянутые выше факторы, а именно сокращение флота и увеличение времени оборота контейнера, привели к появлению дефицита свободных контейнеров в Китае. После повсеместного ослабления режима самоизоляции и восстановления экономической активности резко возросший спрос на товары, производство которых ранее было приостановлено, вызвал настоящий ажиотаж на рынке морских перевозок. Сочетание скачка спроса на китайские товары и дефицита перевозочных мощностей в совокупности с дефицитом контейнеров отправили цены на перевозки на невиданные ранее уровни. На некоторых направлениях стоимость фрахта (и предоставления контейнера) выросла в 20 раз.

Известно, что любая страна интегрирована в нынешнюю глобальную экономику, и зачастую практически любой продукт, производимый из более чем одного сырьевого компонента, так или иначе зависит от поставок этих компонентов из-за рубежа. Нынешняя ситуация с исторически высокими ценами на перевозки влияет не только на товаропроводящие цепочки Китай – Северная Америка и Китай – Европа, но и на перевозки внутри Азиатского региона, и даже на перевозки внутри самого Китая (большинство промышленно развитых регионов Китая находятся в прибрежных зонах). Иными словами, возросшая стоимость перевозок влияет где-то напрямую, где-то опосредованно практически на все производимые товары, толкая цены на продукцию вверх, и чем дешевле товар (чем больше доля транспортировки в себестоимости), тем сильнее это влияние.

К сожалению, в ближайшей перспективе стабилизации уровня цен или их постепенного понижения не предвидится. Возможно, мы увидим какие-то изменения после окончания китайского Нового года, традиционно вносящего своего лепту в ажиотаж на рынке морских перевозок из Юго-Восточной Азии.

РЫНОК АМИНОКИСЛОТ

Китай

В IV квартале 2020 года в Китае были сложности с доставкой, в том числе судоходной, что связано с 8-дневными каникулами с 1 по 8 октября в честь Дня образования КНР и с праздником середины осени. Большинство заказов, которые должны быть отправлены в середине октября, были отложены на конец октября — начало ноября 2020 года. Ставки фрахта в целом выросли с большим отрывом, особенно на маршрутах в Южную и Северную Америку.

Последние три тайфуна в Китае повлияли на урожайность кукурузы на северо-востоке страны, вследствие чего стремительно выросли цены на эту культуру — основное сырьё, используемое в процессе ферментации для производства сульфатов лизина и гидрохлорида лизина в Китае. До сентября 2020 года запасы кукурузы у ведущих китайских компаний, производящих аминокислоты, были исчерпаны, и большинству из них пришлось закупать ее по новым ценам. Таким образом, себестоимость производства лизина и треонина увеличилась. Цены на триптофан в Китае начали расти в конце октября 2020 года на фоне новости из Индонезии об ограничении рабочих мест, что может сказаться негативно на предложение треонина на мировом рынке. Корейский производитель аминокислот CJ увеличил цены на валин и лизин во всем мире на 10–15%.

По данным аналитической компании Feedlot, годовой рост цен на лизин в Китае составил 74%, на треонин — 49%, на триптофан — 24%, а на метионин — 10,5%, при этом цены остаются самыми низкими на мировом рынке, а значит, китайский товар является самым востребованным.

Динамика цен на аминокислоты в Китае в 2020

Европа

В Европе, благодаря хорошему балансу спроса и предложения, цены на ключевые аминокислоты в 2020 году оставались довольно стабильными. Рынок метионина в Европе в 2020 году находился в пределах оценочного диапазона 1,85–2,30 евро/кг, цена на европейский лизин составляла порядка 1,23 евро/кг, на треонин — 1,35 евро/кг, на триптофан — 6,71 евро/кг.

Динамика цен на аминокислоты в ЕС в 2020

Россия

В России рынок кормовых добавок зависит от мировых тенденций, поэтому стоимость аминокислот в 2020 году также выросла, но не так сильно, как в Китае: метионин подорожал на 6,8%, треонин — на 13,3%, лизин — на 1,2%, триптофан — на 0,3%.

Динамика цен на аминокислоты в России 2020

По данным аналитической группы Feedlot, в 2020 году на российский рынок было ввезено 51,9 тыс. тонн лизина, что на 2.2% ниже объемов 2019 года. Основными странами-импортерами лизина в Россию являются Китай и Бразилия, на долю которых приходится более 77% поставок.

Структура импорта метионина в Россию, 2020


Метионина в 2020 году ввезли на 2,5% меньше, чем в 2019 году. Объем импорта составил 37,3 тыс. тонн, а основной страной-поставщиком является Бельгия, на которую приходится порядка 64% импорта метионина в Россию.

Объем импорта треонина и триптофана составил 39,7 тыс. тонн и 2,0 тыс. тонн соответственно. Треонин поставляется в Россию из Китая, а триптофан — из Китая и Индонезии.

Ведущим импортером метионина в Россию является компания Evonik (64% импорта), триптофан поставляет компания Pt. Cheil Jedang Indonesia (53% импорта), треонин завозится компанией Hulunbeier Northeast Fufeng Biotechnologies Co., Ltd (37%) и Suihua Xiangyu Jingu Biochemical Technology Co., Ltd (28%), а лизин импортируется производства Heilongjiang Eppen Biotech Co., Ltd (51%).


ВИТАМИНЫ

Китай

Поголовье свиней в Китае быстро восстанавливается после африканской чумы свиней. Однако, в отличие от цены на кукурузу, цена на кормовые добавки больше зависит от мирового спроса, чем от местного потребления в Китае. В декабре 2020 года в провинции Чжэцзян прошел 15-й Китайский форум по производству витаминов, что стало достаточно редким возвратом к отраслевой конференции с персональным присутствием участников.

Цены на витамин А (1000 ед.) в Китае после весеннего всплеска, связанного с мировой пандемией COVID-19, понемногу снижались, но с ноября 2020 года начали расти. Итого за год рост цен на китайский витамин А1000 составил 24%. Стоимость витамина Е за 2020 год выросла на 27% — до 6,1 евро за килограмм, а витамин D3 подорожал на китайском рынке на 68% — до 17,3 евро за килограмм. При этом максимальный всплеск стоимости был зафиксирован в апреле–мае 2020 года, когда цена на витамин D3 достигла 68 евро за килограмм, а на витамин А (1000 ед.) перевалила за 105 евро за килограмм. Производители витамина Е в Китае в 2020 году столкнулись с повышенными издержками после антидемпингового постановления Министерства коммерции КНР по м-крезолу (одному из основных сырьевых материалов для производства витамина Е).

Динамика цен на витамины в Китае 2020


Европа

На стоимость витамина А (1000 ед.) в ЕС в 2020 году повлияла новость от компании BASF о том, что поставщик концерна будет предлагать продукцию более низкого качества и в меньших объемах. Спрос вырос, а за ним и цена: в среднем за год на 15% — до 82 евро за килограмм. В начале октября 2020 года цены на европейский витамин B2 упали до семимесячного (мартовского) минимума, поскольку высокие запасы и слабый спрос оказали давление на мировой рынок. Многие потребители заранее закупили необходимые объемы на фоне паники по поводу возможных перебоев в поставках из Китая в октябре 2020 года из-за праздников. К концу года цена составила 11,5 евро за килограмм (+0,8%) Витамин D3 в ЕС за год подорожал на 8,0%, а витамин Е — на 18%.

Динамика цен на витамины в ЕС 2020


Россия

В России стоимость кормовых витаминов в 2020 году значительно выросла: цена на витамин D3 укрепилась на 110% и достигла 31,4 евро за килограмм; витамин Е подорожал на 26% — до 9,2 евро за килограмм, витамин В2 к концу декабря 2020 года торговался в среднем по 20,2 евро за килограмм, что на 25% выше аналогичного периода 2019 года; рост цен на витамин А (1000 ед.) за год составил 12%, а цена составила 95,4 евро за килограмм в конце года, при этом весной, в период пандемии COVID-19, цена на витамин А (1000 ед.) достигала 110 евро за килограмм.

Динамика цен на витамины в России 2020

По итогам 2020 года импортные поставки витамина А (1000 ед.) составили более 250 тонн. Продолжает занимать ведущие позиции продукция европейского производства: Германии, Франции и Швейцарии. Из Китая в 2020 году было ввезено всего 32 тонны витамина А в эквиваленте 1000. Лидером по поставкам этого витамина стала немецкая компания BASF SE, на долю которой пришлось 35% всего импорта, или 88 тонн в эквиваленте А1000. Второй по объему поставок стала французская ADISSEO — 32%, или 80 тонн.

Если говорить о витамине А в эквиваленте 500, то основной поставщик здесь китайский ZMC (Zhejiang Medicine Со., Ltd), на который приходится 92% импорта, или 208 тонн.

Структура импорта витамина А1000 в Россию 2020


По данным аналитической группы Feedlot, в 2020 году на российский рынок было ввезено 213,5 тонн витамина В2, что на 24% (68 тонн) ниже объемов 2019 года. Основными странами — импортерами витамина В2 в Россию являются Китай и Корея, на долю которых приходится более 76% поставок. Ведущими импортерами витамина В2 в Россию являются корейская BASF Company Ltd (32%), немецкая Dsm Nutritional Products GmbH (22%) и китайские компании Guangji Pharmaceutical (Mengzhou) Co., Ltd (19%), Shandong Nb Bio-Technology Co., Ltd (16%), Chifeng Pharmaceutical Co., Ltd (10%).

Структура импорта витамина В2 в Россию 2020

Витамина D3 в 2020 году в Россию было ввезено 175 тонн, что на 29% меньше, чем в 2019 году. На Китай приходится около 75% поставок в Россию витамина D3 от нескольких производителей: ZMC (Zhejiang Medicine Со., Ltd) — 68 тонн, Taizhou Hisound Pharmaceutical Co., Ltd — 33 тонны, Zhejang Nhu Company, Ltd — 15 тонн и др. Из Франции, на которую приходится порядка 21% импорта, витамин D завозится от компании DSM Nutritional Products France Sas — 37 тонн за 2020 год.

Импорт витамина D3 в Россию 2020


Что касается витамина Е, то по итогам 2020 года в Россию было ввезено порядка 4,4 тыс. тонн этого витамина. 42% импорта приходится на Китай, 25% — на Германию и 17% — на Швейцарию. Объем импорта за год снизился на 12%.

Импорт витамина Е в Россию 2020


Резюме:
Во второй половине 2020 года из-за COVID-19 мировые мощности по производству кормов резко упали. В марте–апреле
2020 года, когда в мире бушевала пандемия, а производители приостанавливали производство, отмечался значительный
рост цен на биологически активные добавки (в том числе на аминокислоты и витамины), при этом перевозчики задерживали
доставкуиз-за нарушения цепочек логистики. Предложение снизилось, а рыночная цена выросла. В обзоре анализируются
основные причины и динамика цен по основным аминокислотам и витаминам.


Количество показов: 2033
Автор:  FEEDLOT

Возврат к списку


Материалы по теме:

Справочник
Токсинил Энрадин
Токсинил Энрадин