Обзоры и прогнозы

СВИНОВОДСТВУ НУЖЕН ОСОБЫЙ ПЛАН ПОДДЕРЖКИ! 31.07.2013

СВИНОВОДСТВУ НУЖЕН ОСОБЫЙ ПЛАН ПОДДЕРЖКИ!

Закончился четвертый год работы Национального Союза свиноводов. Все это время наш Союз последовательно и профессионально защищает интересы отраслевого бизнеса, решает не только текущие системные проблемы, но и прогнозирует ближайшее и отдаленное будущее.

Ситуация до кризиса

В течение последних шести лет в секторе промышленного свиноводства наблюдалась рентабельность на уровне 20-25%. Такой результат стал возможным благодаря созданной Правительством РФ благоприятной инвестиционной привлекательности отрасли, прежде всего за счет разумного таможенно-тарифного регулирования, налоговых льгот, субсидированных инвестиционных кредитов и т.д.

Это было главным драйвером для инвесторов вкладывать средства в создание новых мощностей, поскольку доходность позволяла рассчитывать на окупаемость проектов в течение 7-8 лет. Всего в 2006-2012 годах в отрасль было вложено не менее 300 млрд руб. частных инвестиций, в том числе более 200 млрд руб. в виде субсидируемых кредитов. Отсутствие связывающих обязательств, как со стороны ВТО, так и Таможенного союза, а также весьма конструктивное сотрудничество бизнеса в лице отраслевых Союзов и Ассоциаций с Минсельхозом РФ и Правительством РФ позволяло в это время быстро и оперативно принимать необходимые решения. Как результат, с 2005 по 2012 год общее годовое производство свинины (с учётом падающего объёма ЛПХ) выросло на 1 млн т в убойном весе (или на 67%).

Планировалось, что при условии сохранения привлекательности отрасли, промышленное производство свинины к 2020 году вырастет еще на 50-60%. За это время в отрасли должны были завершиться процессы кратного роста, структурной и технологической модернизации, выплачена основная масса инвестиционных кредитов. Другим важнейшим стимулом отечественного производства должно было стать снижение объёмов импорта продуктов из свинины, совокупный ежегодный объём которого превышает 1,2 млн т ( Россия занимает второе после Японии место в мире по объёму импорта свинины – около 20% всего мирового экспорта).

Только в этом случае, начиная с 2020 года, можно стать конкурентоспособной отраслью, успешно противостоящей давлению импортной продукции после фактического открытия своего рынка при вступлении в ВТО. Всё это было возможно, если бы не были допущены серьёзные уступки по импорту свинины при присоединении к ВТО.

Кризис свиноводческой отрасли

свиноводство выращивание свиней цены на свиней.jpg
Начиная с сентября 2012 года, ситуация в отрасли начинает стремительно и драматично меняться. Двумя фундаментальными причинами негативных изменений в отрасли к I кв. 2013 года стали: рост цен на зерно на 80-100% и обвальное падение цен на живых товарных свиней на 30% (на 25-30 руб./кг). Еще более усугубило ситуацию резкое

сокращение возможностей государства по защите внутреннего рынка мяса, связанное с новыми обязательствами в рамках ВТО и Таможенного союза.

Затягивание времени при принятии решений о возможной финансовой помощи со стороны государства в этих крайне драматичных условиях для свиноводческого бизнеса стало еще одним усугубляющим ситуацию фактором.

По-прежнему негативным фактором продолжает оставаться угроза распространения АЧС. Появления очагов АЧС в Тамбовской, Воронежской, Смоленской, Тверской и других областях ЦФО, а также в Республике Беларусь, со всеми вытекающими последствиями еще более усугубляют сложившуюся тяжелейшую экономическую ситуацию в отрасли.


К середине I квартала 2013 года цены на живых свиней в ЦФО упали не только на 30-35%по отношению к максимумам 2012 года, но и на 20% по сравнению с уровнем самого неблагоприятного за последние годы – 2010 года.

Итак, цены на зерно резко выросли, а цены на свиней и полутуши драматично упали.

Как результат, текущая рентабельность основной массы современных свиноводческих комплексов к середине I кв. 2013 года изменилась с имевшихся последние несколько лет 20-25% прибыльности до 15-20% убыточности.

Появление новых проектов, способных продолжить прирост отечественного производства в этих условиях невозможно.


свиноводство производство свинины.jpgНа диаграмме 2 мы представили прогноз ситуации с развитием промышленного производства до 2020 года в случае если не будет найден комплекс мер по изменению ситуации, как в кратко, так и в среднесрочной перспективе.

Ситуация на сегодня выглядит следующим образом:

1). Инвестиции в новое строительство практически приостановлены, поскольку не представляют инвестиционной привлекательности.

2). Значительная часть (около 25-30%) свиноводческих предприятий из-за недостаточной степени модернизации и, как следствие, недостаточной эффективности прекратят производство.

3). На фоне отсутствия нового строительства это, после окончания инерционного эффекта от выхода в 2013-2014 годах на полную мощность построенных ещё в прошлые годы комплексов, приведёт к началу негативного тренда в промышленном производстве. В лучшем случае производство стабилизируется на уровне 2012-2013 годов.

За последние 3 года из-за осложнения обстановки в связи с АЧС производство свинины в ЛПХ южных регионов снизилось на 200 тыс. т в убойном весе, и тенденция эта, безусловно, продолжится.

Кто возместит эти объемы в случае отсутствия роста отечественного производства?

Ответ очевиден – импорт!

При таком сценарии отрасль свиноводства рискует отступить на уровень пятилетней давности, что позволяет говорить о вновь возникшей угрозе продовольственной безопасности, поскольку доля импорта может вырасти до 40-45%.

Учитывая исключительную критичность в отрасли, необходимо еще раз напомнить о том, что в ходе присоединения к ВТО свиноводство, в отличие от других видов мясного животноводства оказалось самой незащищённой отраслью. Так, средняя таможенная пошлина на сельхозпродукцию была снижена с 15 до 11%. При этом на птицу и говядину внутриквотные пошлины остались без изменений. На свинину пошлины не просто снижены, а обнулены!

Сверхквотная пошлина снижена с 75% до 65%, отменена специфическая составляющая (не менее 1,5 евро за кг.) для сверхквотной свинины. Пошлина на живых товарных свиней, которые не входят в квоты, снижена в 8 раз – с 40 до 5%. Кроме этого, практически выведены за рамки квотного режима таможенного регулирования около 500 тыс. т импорта шпика и свиных субпродуктов. Как результат, в отличие от птицы, где сверх квотный импорт минимален, сверх квотный импорт продуктов из свинины составляет от 600 до 800 тыс. т в год (т.е. в 1,5 – 2 раза больше, чем квота). Но и это еще не все! В отличие от птицы и говядины, квота на свинину с 2020 года отменяется и вводится единая плоская пошлина в 25% (сейчас сверхквотная пошлина – 65 %).

Кстати, говоря о квотах и об упреках в адрес нашей страны по поводу их наличия и их размера со стороны наших партнеров по ВТО, а также некоторых наших внутренних экспертов – особых поборников справедливой конкуренции с западными производителями. В странах ЕС при населении 500 млн по квоте можно ввезти не более 77 тыс. т (а по факту не более 40 тыс. т) свинины. У нас, как вы помните, при 140 млн населения – 430 тыс. т.

Не забывайте: снизить квоты мы не сможем практически никогда в обозримом будущем!


свиноводство продать свинину цены на свинину.jpgПервые итоги импорта свинины в 2012 году после присоединения к ВТО. Вместо снижения на 70 тыс. т (квоты были снижены с 500 в 2011г до 430 тыс. т в 2012г.), импорт вырос на 60 тыс. т или на 9%. Непосредственно после присоединения к ВТО в период август – декабрь общий импорт вырос на 26 %.

Еще более драматичная ситуация со сверхквотным импортом, который вырос на 62%, а непосредственно после присоединения к ВТО – на 98%, т.е. практически в 2 раза.

Это повод еще раз задуматься о зависимости от импорта и продовольственной безопасности!

Еще один весьма интересный факт – результаты взаимной торговли мясным сырьём между Россией и Республикой Беларусь в 2012 году. На наш рынок поставлено 100 тыс. т готовых мясных изделий, 100 тыс. т птицы, 100 тыс. т говядины и 60 тыс. т свинины, а в общей сложности более 370 тыс. т мяса и мясопродуктов. При этом Беларусь в рамках ТС имела квоту на импорт свинины в размере 60 тыс. т. Вышесказанное означает, что практически всю свинину, что она завозила к себе из ЕС, она прямо или косвенно отправляла в Россию, причем по демпинговым ценам. Вспомним, что в 2013 году РБ настаивала на увеличении своей квоты с 60 до 90 тыс. т. Благодаря консолидированной позиции бизнеса и Минсельхоза РФ удалось не только не увеличить эту квоту, но и убедить белорусскую

сторону даже несколько её снизить (с 60 до 47 тыс. т). В ближайшем будущем необходимо добиваться снижения этой квоты до нуля.

Именно переизбыток предложения импорта в IV квартале 2012 г., который наложился на планово прирастающие объёмы собственного производства свинины, и стал главной причиной обрушения цен на живых свиней.

Следует также добавить, что всё это происходит на фоне продолжающего ограничения на импорт из ЕС живых товарных свиней на убой, введенного Россельхознадзором весной прошлого года. Не будь этого, ситуация была бы ещё более драматичной. В настоящее время перед Германией, Польшей, странами Балтии остро стоит проблема сбыта своей продукции и в попытке снять запрет на импорт живых свиней они оказывают серьезное давление на РФ.

К сожалению, надежд на быстрое и самопроизвольное изменение ситуации нет. И даже если урожай 2013 года нормализует осенью цены на зерно, то это в лучшем случае к концу года выведет отрасль из убыточности в нулевую доходность. Совокупность таких факторов, как продолжение роста сверх квотного импорта свинины, а также планового прирастающего отечественного производства вследствие инерционного эффекта в 2013-2014 гг. резко увеличивает ресурсы свинины на рынке. Это в свою очередь не даст оснований для роста цен на свиней до уровня, обеспечивающего хотя бы минимально приемлемую для инвестиционной фазы развития доходность в 10-15%.

Незавершенность фазы строительства современных предприятий по убою и разделке (окончание ориентировочно в 2017-2018 гг.) также не позволяет говорить о возможности увеличить цены за счет более широкой дистрибуции и логистики отдельно упакованных кусков свинины.

Сегодняшнюю ситуацию особо усугубляет продолжающийся масштабный прирост отечественного промышленного производства свинины. Основы этого прироста были заложены в сделанных в 2011-2012 годах инвестициях в строительство новых свиноводческих комплексов. Если в 2006-2012 годах среднегодовой прирост в промышленном свиноводстве составлял около 200 тыс. т живого веса (13,5%), в 2013 году прогноз прироста превышает 400 тыс. т (20%), в 2014 году прирост в новых комплексах может превысить 300 тыс. т живого веса (12%), что подтверждается и 5 месяцев этого года. Так промышленное производство уже выросло на 218 тыс. т или на 28,5%. Причём производство в ЦФО выросло на 41%, в Белгородской области – на 32%, а в Курской, Воронежской и Тамбовской областях – более чем в 2 раза.

Прогноз производства свинины в РФ в 2013 году выглядит следующим образом:

1). На рынок дополнительно поступит не менее 450 тыс. т свинины из промышленного сектора, а его доля в общем объёме превысит 70%.

2). Прирост производства в новых комплексах вырастет на 45%, т.е. почти вдвое.

3). Доля новых и модернизированных предприятий по итогам года должна составить более 95% в промышленном секторе и более 65% в общем объёме производства свинины.

Эти темпы прироста полностью укладываются в выполнение показателей Госпрограммы 2013-2020 гг. Однако парадокс ситуации заключается в том, что при не снижающемся и даже

растущем импорте этот фактор еще более перенасыщает рынок, снижает оптовые цены, закладывая тем самым основы для банкротства части предприятий в ближайшие месяцы.

Как это ни удивительно, но сегодня от многих руководителей различных министерств приходится слышать упреки в слишком быстром и интенсивном росте отечественного производства. Фактически, инвестиции бизнеса пытаются сделать ответственными за возникновение кризисной ситуации.

И это при уровне импорта, равном 1250 тыс.т свинины и продуктов из нее. Доля импорта с учетом шпика и субпродуктов составляет около 35%, что более чем в два раза больше, чем предписано Доктриной продовольственной безопасности.

Вывод здесь очевиден! Мы должны совместно с Правительством найти возможности для значительного сокращения импорта в ближайшие годы.

В противном случае мы должны будем забыть о дальнейшем росте производства и не сможем успешно завершить в ближайшие 5-7 лет инвестиционную фазу развития, а значит и вернуть инвестиционные кредиты со всеми вытекающими отсюда последствиями будет не кому.

Еще в ноябре прошлого года совместно с другими животноводческими ассоциациями мы обратились в Минсельхоз РФ с просьбой о дотациях на частичную компенсацию роста стоимости кормов. Министерство оперативно поддержало наши предложения, обратившись в декабре с этой просьбой в Правительство. Межведомственные согласования затянулись. В начале года стало понятно, что разовая дотация на корма предотвратить коллапс отрасли не в состоянии. Необходимы более радикальные меры. В феврале я как руководитель Союза по поручению Совета директоров выступил с рядом предложений по краткосрочным и среднесрочным мерам для Правительства, а также для предприятий свиноводческой отрасли.

Краткосрочные меры

1. В период резкого роста цен на зерно и корма в 2013г., необходимо выделить дотации на 1 кг живого веса свинины для компенсации части затрат. Минимальная сумма, по нашему мнению, должна составить 5,5-6 млрд. рублей, что составляет 25-30% от дополнительных расходов отрасли на закупку кормов в I полугодии 2013 года (15 млрд. рублей). Именно эту сумму предлагалось выделить на все животноводство, но мы отстаивали приоритет свиноводства.

– С удовлетворением могу сказать, что Минсельхоз полностью поддержал наши аргументы в приоритетности.

2. Принять все возможные, с учетом правил ВТО, меры по ограничению импорта.

– Комплекс наших предложений мы направили в Правительство РФ и Евразийскую Экономическую Комиссию.

Меры среднесрочного и стратегического характера

1. Учитывая середину инвестиционной фазы развития свиноводства с целью частичной компенсации выпадающих доходов свиноводческой отрасли из-за присоединения России к ВТО, обеспечить ежегодно в течение 5 лет (2014-2018 гг.) выплату дотаций из расчета 5 руб. на кг живого веса свинины исходя из годового объема. Оценочно расходы бюджета могут составлять 12-15 млрд руб. в год. В процессе переговоров по присоединению к ВТО называлась цифра 6 млрд руб.

Выплата этих дотаций позволит отрасли в течение 5 лет успешно завершить инвестиционную фазу развития, погасить основную часть долгосрочных кредитов. Тем самым ко времени отмены механизма квотирования и перехода на плоскую шкалу импортного тарифа в 25% (к 2020 году) отрасль приобретет необходимые элементы конкурентоспособности для работы в условиях открытого рынка ВТО.

2. С целью минимизации риска перепроизводства более взвешенно и дифференцировано относиться к принятию решений о строительстве новых мощностей, особенно в зонах с большой концентрацией уже имеющихся предприятий.

Самые серьезные задачи и новые вызовы в этих условиях стоят и перед предпринимателями свиноводческой отрасли

1. Активно продолжать технологическую и структурную модернизацию промышленного свиноводства, включая убой, первичную разделку, логистическую инфраструктуру по доставке мяса до потребителя.

2. Снижать себестоимость и контролировать издержки – актуально, как никогда.

3. Сместить приоритеты с абсолютного роста производства на соответствие требованиям качества и ассортимента мяса со стороны мясоперерабатывающей отрасли и сетевой розницы.

Объединение всех этих усилий, как со стороны Правительства РФ, так и бизнес-сообщества оставляет шанс на продолжение развития отрасли даже в неблагоприятных условиях, связанных с присоединением к ВТО.

Как результат этой деятельности, 16 апреля 2013 года под председательством премьер-министра Д.А. Медведева состоялось специальное межведомственное совещание «О дополнительных мерах государственной поддержки развития животноводства в Российской Федерации», в работе которого я принял участие как руководитель отраслевого Союза свиноводов. Мы услышаны и получили поддержку. По результатам приняты решения:

 О выделении из Федерального бюджета 15 млрд руб. на разовую дотацию (субсидию) для компенсации роста стоимости кормов в 2013 году;

 Получила развитие идея о необходимости среднесрочной (на 5 лет) программы дополнительной поддержки свиноводства с целью окончания инвестиционной фазы развития отрасли.

 Всем заинтересованным ведомствам было поручено, совместно с отраслевыми союзами, подготовить предложения по дополнительным мерам таможенно-тарифного регулирования импорта мяса, особенно свинины.

 Конкретные поручения были даны и в области усиления системы контроля за качеством и безопасностью ввозимой животноводческой продукцией.

Таким образом, нам, как отраслевому бизнес сообществу, удалось донести до высших органов власти информацию о критической ситуации в отрасли, а также получить поддержку наших предложений.


Количество показов: 12654
Автор:  "Ценовик" август 2013, По материалам доклада Генерального директора Национального Союза свиноводов Юрия Ковалева на годовом собрании НСС.

Возврат к списку


Материалы по теме: