Обзоры и прогнозы

Импорт кормовых добавок 2023: риски и угрозы 13.02.2023

Импорт кормовых добавок 2023: риски и угрозы

Все, кто занимается снабжением предприятий кормами и кормовым сырьем, практически ежедневно сталкиваются с различными проблемами и сложностями. Часть из них можно отнести к типичным проблемам, сопутствующим поставкам сырья, которые встречаются достаточно часто в любой сфере. Например, неправильно оформленные документы/неполный пакет сопроводительных документов, использование несоответствующего стандартам перевозки транспорта, отклонения качества/количества поставленного товара, несоответствие сроков годности товара требованиям предприятия и т.д.

Все это часть ежедневной работы закупщика, которая является неизбежным элементом снабжения в сфере b-to-b. К сожалению, полностью избежать этих досадных мелочей в нашей работе практически невозможно, поскольку их основной причиной в большинстве случаев является человеческий фактор. А именно невнимательность (а где-то и халатность) поставщиков.
Однако жизнь закупщика была бы слишком легка, если проблемы снабжения исчерпывались вышеописанным. К сожалению, круг проблем, которые приходится решать современному премиксеру или производителю кормов в части организации бесперебойных поставок сырья, намного сложнее и разнообразней.
Предыдущие три года значительно расширили спектр привычных форс-мажоров, с которыми промышленные закупщики сталкиваются чаще всего. Если когда-то сломавшаяся в дороге машина или аварийная остановка производства поставщика считались форс-мажором, то сегодня это лишь досадные мелочи на фоне простаивающих месяцами поездов с добавками и перегруженных портов, которые вынуждены держать на рейде корабли с товаром немыслимые ранее сроки (рис. 1).
Итак, какие же проблемы импорта вышли на первый план в последнее время и с большой долей вероятности продолжат создавать сложности нашей отрасли в 2023 году?
Основное и, пожалуй, самое сложноконтролируемое — это международная логистика.
Все те проблемы, с которыми мы столкнулись за последнее время, — новые вспышки ковида в Китае, дефицит порожних контейнеров и вагонов, внешнеполитические санкции и запреты — все это в итоге внесло свою лепту в логистический коллапс, перманентно поражающий товарные потоки, движущиеся в Россию.

   

Рис. 1. Факторы риска 2023

Факторы риска 2023


Ковид. В то время как в российском информационном поле данная тема сейчас освещается достаточно сдержанно, в Китае это все еще серьезная проблема. Политика «нулевой терпимости», когда даже при не сильно высоком уровне заболеваемости китайские власти вводили чрезмерно строгие противоэпидемиологические меры, дала неожиданный результат.

Закрывая на карантин предприятия, районы и даже целые города, местная власть парализовала всю торгово-хозяйственную деятельность этих регионов, что не могло не сказаться на экономике не только Китая, но и потребителей его товаров... Когда правительство Китая решило отказаться от этой политики, началась цепная реакция сбоев — страну накрыли многочисленные вспышки ковида, которые, по данным СМИ, привели к большим человеческим потерям. Как утверждают иммунологи, причина в том, что за три года жесткого контроля иммунитет людей просто «разучился» адекватно реагировать на вирусы.

О ситуации можно дискутировать, но как закупщик могу сказать, что последствия этих новых вспышек ощутили и в РФ тоже. Например, перед самым Новым годом из-за ковида был полностью закрыт завод по производству минерального сырья Tianjin Grand Luck. В итоге — отсутствие отгрузок, задержки выхода товара, обострение дефицита, спекулятивный рост цен на российском рынке.

Дефицит контейнеров и вагонов. Повальный дефицит контейнеров последних двух лет породил отдельный термин «контейнерный кризис». Разра- зился он в 2021 году и достиг своего пика в 2022-м. Причиной стала все та же пандемия COVID-19, из- за которой мировые цепочки поставок значительно замедлились, что вызвало сильнейшие перекосы в снабжении целых регионов и стран, а также привело к дефициту разных продуктов и товаров по всему миру. К концу 2022 года ситуация более-менее выровнялась, поставок стало больше, движение товаров интенсифицировалось, но это, в свою очередь, спровоцировало другую проблему (вкупе с другими причинами).

«Пробки» в портах и на сухопутной границе.

Российский кормовой рынок в очередной раз столкнулся с этой проблемой осенью 2022 года, когда потоки ввозимого сырья выросли, а пропускная способность портов и пограничных ж/д узлов осталась на уровне хилых «ковидных» времен. Корабли, месяцами простаивающие у причалов, товарные составы, надолго застрявшие «в очереди» на границе, — все это стало практически обыденностью.

Санкции и запреты. С этим тоже не все просто. Есть запреты, которые можно обойти, например европейский запрет прямых автоперевозок в РФ. А есть те, которые полностью отсекают любую возможность маневра. При этом есть компании, которые добровольно прекращают бизнес в России. Можно привести как пример историю с одной из крупнейших морских линий MSC, которая отказалась возить иностранные грузы в порт Санкт-Петербурга.
2022 год был «щедр» на подобные задачи, которые были вынуждены решать российские потребители импорта. В конце года ко всему этому прибавились еще и колебания курсов валют, которые внесли определенную сумятицу в устоявшуюся было систему финансовых координат.

Как ориентироваться в ситуации многоуровневых и разноплановых рисков? Вопрос не праздный, поскольку нам, закупщикам, приходится отвечать на него чуть ли не ежедневно.

Как было раньше? Существовала некая система риск-менеджмента, которая предлагала решение авральных проблем, поскольку они были более- менее предсказуемы и прогнозируемы. У каждой компании свое «ноу-хау» в этом направлении, но можно назвать некие общие для всех слагаемые, как то: поддержание пула «запасных» поставщиков / местных источников сырья на случай срыва поставок; заложенные в бюджет дополнительные денежные средства на экстренные закупки; повышенный неснижаемый запас компонентов из «группы риска»; технологическая поддержка в лице специалистов- кормленцев, которые готовы в самоотверженных мозговых штурмах искать замену дефицитным видам сырья… Однако все то, что предназначено для выхода из разовой экстренной ситуации, не годится или не всегда годится для работы в условиях стабильного и труднопредсказуемого форс-мажора.

Рис. 2. Антикризисные инструменты 2023

Антикризисные инструменты 2023

Поэтому в сегодняшней ситуации выигрывают компании с грамотно выстроенной системой риск- менеджмента, не боящиеся импровизировать и принимать нестандартные решения в каждом отдельном случае (рис. 2). Глобально можно порекомендовать разработку новых логистических маршрутов и поиск альтернативных источников сырья в других странах (не в Китае). И, конечно, работать с проверенными логистическими компаниями, которые выжили и окрепли в «контейнерном кризисе».


Статья является личным мнением автора, 

включая все упомянутые в ней данные.







Количество показов: 819
Автор:  К. Бурдаева, автор книги «Коммерческие закупки»

Возврат к списку


Материалы по теме: