Обзоры и прогнозы

Тенденции рынка мясопереработки 06.09.2024

Тенденции рынка мясопереработки

В I квартале 2024 года производство мясных полуфабрикатов и колбасных изделий в России увеличилось на 4%, и есть все предпосылки к дальнейшему росту. Потребительский спрос в полном объеме удовлетворяется за счет внутреннего производства, доля импортной продукции на рынке минимальна (0,6–2,1%). Реализуется и экспортный потенциал отрасли — с каждым годом набирают обороты поставки в дружественные страны.

Э. Ибатова, 

руководитель отдела маркетинговых исследований информационно-аналитического агентства «ИМИТ»


Россия входит в пятерку мировых производителей мяса. По мере роста выпуска свинины, мяса птицы, говядины и баранины в нашей стране увеличивается и производство продуктов мясопереработки. В 2023 году объем производства мяса составил 11,4 млн тонн в убойном весе (рис. 1).


Рис. 1. Суммарное производство основных видов мяса во всех категориях хозяйств в 2023 г. в убойном весе

Суммарное производство основных видов мяса во всех категориях хозяйств в 2023 г. в убойном весе



Источник: Росстат, анализ компании «ИМИТ» 



За четыре года производственные мощности выросли на 6%. В 2024 году прогнозируется рост еще на 3–5%. Производство мяса растет за счет спроса у населения.

Основной тенденцией в мясной отрасли становится осознанное потребление, которое побуждает ключевых игроков рынка развивать бренды и обеспечивать прозрачность производства, что влияет на репутацию компании и привлечение новых покупателей, а также удержание прежних.

Кроме того, возрастает и запрос на готовые и быстрые решения. Население Российской Федерации приобретает мясо для удовлетворения потребности в белке, а с учетом интенсивного образа жизни в крупных городах нашей страны и минимизации времени для приготовления пищи готовая продукция (мясо и полуфабрикаты) становится очень актуальной.

Конечные потребители отдают предпочтение порционным продуктам (готовые либо частично подготовленные к употреблению, с маринадами, начинками или различными вкусами).


Драйверы развития рынка мясопереработки

За прошедший год выпуск мясных полуфабрикатов в России вырос на 6% и составил 4,7 млн тонн, а отечественное производство колбас увеличилось на 3% — до 2,5 млн тонн (рис. 2).


Рис. 2. Динамика потребления мясных полуфабрикатов в России, тонн

  

Динамика потребления мясных полуфабрикатов в России, тонн

Источник: анализ компании «ИМИТ»


Ключевыми драйверами развития рынка мясопереработки в нашей стране за последние четыре года являются рост покупательской способности, увеличение спроса со стороны конечных потребителей, прирост населения за счет присоединения новых территорий, поступательное увеличение экспортных поставок, использование инновационных технологий на предприятиях. На сегодняшний день для розничного рынка мяса и готовых мясных изделий характерен повышенный спрос со стороны именно конечных покупателей. С 2020 года потребление мясных полуфабрикатов выросло на 12%, а колбасных изделий — на 6% и, по прогнозу аналитиков компании

«ИМИТ», продолжит свой рост в 2024 году в пределах 4% — до 4,8 и 2,6 млн тонн соответственно (рис. 2).  Согласно данным Росстата, производство мясных полуфабрикатов и колбасных изделий в I квартале 2024 года увеличилось на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. Ключевыми регионами производства полуфабрикатов и колбасных изделий выступают Центральный, Приволжский, Сибирский и Северо-Западный федеральные округа: суммарно на данные регионы приходится свыше 80%. Здесь сосредоточены ключевые игроки рынка как по производству мяса, так и по изготовлению мясных продуктов.

Значимыми факторами развития мясных полуфабрикатов в нашей стране являются:

• Снижение популярности растительных ингредиентов. В России с учетом кулинарных традиций, а также широкого развития мясного сектора за последние 15 лет этот тренд на мясные альтернативы неактуален и не приживается. Отрасли птицеводства и свиноводства добились больших результатов по самообеспеченности мясом в нашей стране, и на сегодняшний день крупные компании развивают стратегии по экспорту мяса и мясных изделий за рубеж.

•   Развитие порционной упаковки с небольшим весом, при этом с максимальным сроком годности. Продукция формата easy to cook и ready to eat.

•   Увеличивается производство и ассортиментная линейка халяльной и кошерной продукции.

•   Рост использования мяса индейки как источника сырья для мясопереработчиков.

 

Казахстан — основной покупатель российских колбас

В 2023 году экспортные поставки колбасных изделий увеличились на 3% (до 45,1 тыс. тонн) по сравнению с 2022 годом (рис. 3).

Рис. 3. Структура экспортных поставок колбас в разрезе стран-потребителей из России в 2023 г.

Структура экспортных поставок колбас в разрезе стран-потребителей из России в 2023 г.



Источник: торговая статистика, анализ компании «ИМИТ»

Ключевыми странами — потребителями колбас российского производства выступают Казахстан (75%), Азербайджан (11%) и Абхазия (5%). Рост экспорта в данные страны за год составил +2%, +26% и +5% соответственно. В I квартале 2024 года объемы экспортных поставок колбас увеличились на 16% (до 10,9 тыс. тонн) по сравнению с аналогичным периодом 2023-го.

Экспорт мясных полуфабрикатов вырос за год на 2% и в 2023 году составил 36,5 тыс. тонн (рис. 4).

Рис. 4. Структура экспортных поставок мясных полуфабрикатов в разрезе стран-потребителей из России в 2023 г.

Структура экспортных поставок мясных полуфабрикатов в разрезе стран-потребителей из России в 2023 г.

Источник: торговая статистика, анализ компании «ИМИТ»




Основными странами-потребителями являются Казахстан, Беларусь, Саудовская Аравия, Таджикистан и Киргизия (рис. 4). Суммарно на эти страны приходится порядка 78%. Значительно выросли экспортные поставки мясных полуфабрикатов в Казахстан (на 10%), Саудовскую Аравию (на 7%) и Таджикистан (на 6%). В I квартале 2024 года был зафиксирован рост поставок на 52% (до 11 тыс. тонн) по отношению к тому же периоду 2023-го.

За рубежом большим спросом пользуются российские мясные полуфабрикаты из курицы (65%), на втором месте — из мяса свиньи (14%), на третьем — из мяса крупного рогатого скота (10%).

За год значительно (на 90% — до 5 тыс. тонн) выросли поставки мясных полуфабрикатов из свинины (рис. 5).

Рис. 5. Структура экспортных поставок мясных полуфабрикатов из России в 2023 г., тонн



Источник: торговая статистика, анализ компании «ИМИТ»

Экспорт мясных полуфабрикатов из курицы в 2023 году сократился на 6%, из говядины — на 18%, из индейки — на 44%. 

Крупнейшим экспортером является компания «Мираторг»: порядка 60% поставок мясных полуфабрикатов в 2024 году осуществляется от различных дочерних компаний агрохолдинга. Президент холдинга заявляет, что «в 2023 году компания являлась экспортером номер один мяса из России. 40 стран присутствия. В 2023- м поставили рекорд — это 40 млрд руб. выручки. Работаем с Юго-Восточной Азией, странами Персидского залива. Мясо компании и продукция из нее ценится, она высокого качества и конкурентоспособная по цене». Холдинг постоянно развивается и инвестирует в различные направления. За 20 лет компания вложила в развитие АПК 470 млрд руб.

Привлекательная отрасль для инвестиций

Основные компании-мясопереработчики продолжают развиваться и инвестировать в производственные процессы с учетом устоявших тенденций на рынке. Так, Останкинский мясоперерабатывающий комбинат создаст новое производство колбас в Смоленской области. Группа компаний «Агроэко» направит на развитие мясопереработки в Воронежской области до 8,6 млрд руб. Компания «Сян махан» из Китая увеличит инвестиции в собственное предприятие по глубокой переработке мяса и мясной продукции в Элисте (Калмыкия). Калининградские переработчики свинины планируют заняться разведением индейки и производством индюшиного мяса. Более 1 млрд руб. из республиканского бюджета будет выделено на строительство и введение в эксплуатацию мясоперерабатывающего   комбината полного цикла в Дагестане, где учредителем выступает ООО «Дагмясо». «Агрокомплекс» имени   Н.И.   Ткачева   инвестировал 250 млн руб. в проект по производству

сырокопченых изделий и сервировочной нарезки сырокопченых колбас на мясокомбинате в станице Медведовской (ООО «ММК»). ГК «Агропромкомплектация» реализует ряд инвестиционных проектов в Курской области. Один из крупнейших — создание ООО «Курск Агро Продукт», который будет специализироваться на мясопереработке. Предприятие станет вторым мясоперерабатывающим заводом

«Агропромкомплектации» в Курском регионе и третьим в общей структуре группы агропромышленного объединения. Компания «Нефтекамский мясокомбинат» собирается вложить 564 млн руб. в развитие производства. Модернизация предприятия на северо-западе Башкирии позволит увеличить выпуск продукции до 10,5 тыс. тонн в год.


Как показано на рис. 2 в исследовании «Тенденции рынка мясопереработки» (автор Э. Ибатова), темп роста производства полуфабрикатов вдвое опережает темп роста производства колбасных изделий.

Урбанизация населения, нехватка времени ввиду насыщенного графика жизни, нежелание тратить время на приготовление пищи, рост числа домохозяйств, состоящих из одного человека — все это способствует росту спроса на так называемые RTC*-продукты.

Производители отвечают потребительским трендам и предлагают широкую линейку продукции из разных видов мяса, различной степени готовности и разнообразной палитры вкусов, как в охлажденном, так и в замороженном виде.

Наблюдается также рост экспорта полуфабрикатов и колбасных изделий. Однако география поставок колбасных изделий позволяет предположить, что продажи в Казахстан, Азербайджан и Абхазию могут быть связаны с миграцией россиян на эти территории.

Рост производства мяса в стране не может не радовать отечественных мясопереработчиков, ведь цена на мясное сырье — основная определяющая себестоимости готовой продукции.

Вместе с тем мясопереработчики высказывают некоторые опасения относительно баланса внутреннего спроса и предложения. Прогноз по росту цен на свинину в Китае, о котором ассоциация «Объединение Мясопереработчиков» (АСОМП) предупреждала, начинает сбываться. Недостаток предложения и высокие цены на внутреннем китайском рынке способствуют росту привлекательности поставок из других стран. Это справедливо и для других видов мяса. Несмотря на то что поставки идут в основном за счет специфического «китайского ассортимента», мало востребованного на российском рынке, тем не менее это все же некоторые объемы от общего объема производства.

* RTC (Ready-to-Cook) — дословно: готовый, приготовленный, быстрый, легкодоступный, имеющийся под рукой, наготове.










Количество показов: 400
Автор:  Э. Ибатова, руководитель отдела маркетинговых исследований информационно-аналитического агентства «ИМИТ»

Возврат к списку


Материалы по теме: