Корма и кормовые добавки

Лимитирующие аминокислоты лизин, метионин, треонин и триптофан 03.05.2023

Лимитирующие аминокислоты лизин, метионин, треонин и триптофан

Рост внесения аминокислот в рационы животных является одной из тенденций мирового кормопроизводства, направленной на сохранение ресурсов кормового белка. В ближайшие годы включение в комбикорма аминокислот может значительно вырасти, что позволит улучшить конверсию корма, особенно в птицеводстве и свиноводстве.


Лизин

Лизин является первой лимитирующей аминокислотой в рационах свиней и второй — в рационах птицы. По различным оценкам, к 2024 г. в России будет потребляться более 130 тыс. тонн этой добавки (в пересчете на моногидрохлорид).

Кормовой лизин выпускается как в сухом, так и жидком виде, в формах сульфатов и хлоридов (моногидрохлорида и гидрохлорида).

В России производством лизина занимаются два завода ― ООО «АминоСиб» и ЗАО «Завод Премиксов № 1» общей мощностью свыше 115 тыс. тонн в год (в пересчете на моногидрохлорид), удовлетворяя тем самым запросы более 80% российских потребителей. Производительность ЗАО «Завод Премиксов № 1» в последние годы показывала заметный рост: в 2021 г. объем производства L-лизин сульфата увеличился до 84 тыс. тонн в год, а в 2022-м — до 98 тыс. тонн в год.

По заявлению директора, в 2023 г. предприятие увеличит объемы выпуска до 110 тыс. тонн, чему способствует модернизация и расширение производства, улучшение технологических и качественных характеристик, внедрение новой технологии по выпуску концентрата лизина в жидком виде, что в свою очередь позволяет значительно нарастить объемы. Проектные производственные мощности компании «АминоСиб» (входит в агрохолдинг «Юбилейный») составляют свыше 30 тыс. тонн сульфата лизина.

Возможно, на рынке лизина скоро появится еще один отечественный производитель. Моногидрохлорид в России планирует выпускать «Саратовбиотех» (проектные мощности — 65,2 тыс. тонн в год). Строительство завода началось в декабре 2019 г., однако сроки его сдачи сдвигаются на 2023-й.

Высокую прибыль от отечественного производства лизина возможно получить при соответствующих объемах (сегодня в мире более 75% лизина выпускается всего лишь на 8–9 крупных заводах). Для синтеза лизина важна сырьевая доступность (прежде всего зерно), и в этом отношении производство в России этой аминокислоты весьма благоприятно. Однако такие заводы обязательно должны отвечать высоким стандартам охраны окружающей среды.

С 1 июля для отечественных производителей правительство России временно приостановило экспорт лизина, что лишило наши предприятия возможности продавать излишки продукции на внешних рынках. Представители российских заводов неоднократно высказывали опасения, что скапливание продукции на складах приведет к приостановке высокотехнологичного производства, а также снизит инвестиционную привлекательность отрасли вплоть до самых негативных прогнозов, которые обрушат производство и вновь приведут к полной зависимости от импорта лизина. Для разрешения ситуации участники рынка предложили отменить либо квотировать экспорт лизина, вернуть ввозные пошлины.

С сентября 2022 г. российские власти вернули 5%-ную пошлину на ввоз лизина, чтобы поддержать отечественных производителей, на которых обрушились китайские конкуренты.

Лизин в форме сульфата и моногидрохлорида производится в Белоруссии. Для поддержки своих производителей правительство Республики Беларусь выработало план взаимодействия «производитель – потребитель» путем формирования на уровне Минсельхоза списков целевых предприятий — потребителей аминокислот, гарантированно закупающих определенный объем по фиксированной специальной цене без права дальнейшей перепродажи товара.

Представители ООО «Аминосиб» и ЗАО «Завод премиксов № 1», а также белорусский производитель ЗАО «Белорусская национальная биотехнологическая корпорация» заявляют, что способны закрыть полностью потребность в лизине на территории РФ, а также осуществлять поставки в ЕАЭС.

Зарубежный кормовой лизин представлен как сульфатами, так и моногидрохлоридами. Обнуление ввозных пошлин в первом полугодии существенно отразилось на росте ввоза данной аминокислоты из-за границы. По данным ФТС РФ, импорт лизина в 2021 г. составил более 38 тыс. тонн (в пересчете на моногидрохлорид), в 2022-м — более 66 тыс. тонн, что на 74% больше.

По данным «ВетАналитик»/«ФармАналитик Про», поставки лизина для производства комбикормов для животных в 2022 г. осуществляли компании из Китая, Индонезии и Бразилии (рис. 1).

Рис. 1. Импорт кормового лизина в 2022 г. в натуральном выражении, %

 Импорт кормового лизина

Кормовые добавки на основе L-лизина сульфата в прошлом году ввозили три производителя — Heilongjiang Eppen Biotech, CJ Liaocheng Biotech и Pt.Cheil Jedang Indonesia.

Так как в России стоимость зерна и энергоресурсов ниже, чем в Китае, производителям из Поднебесной в ближайшие годы, возможно, будет выгодно локализоваться в нашей стране.

В декабре 2022 г. заместителем министра сельского хозяйства РФ Оксаной Лут было озвучено, что китайский производитель APN планирует построить в Ростовской области завод по производству аминокислот, большая часть продукции которого пойдет на экспорт. Проект можно будет реализовать на базе «замороженного» производства — банкрота «Донбиотех», куда было уже вложено 13 млрд руб. Готовность предприятия составляет порядка 80%. Отметим, что для запуска завода предпринимателям необходимо вложить еще около 17 млрд руб.

Метионин

Метионин является незаменимой аминокислотой прежде всего для птицы и второй лимитирующей — в рационах свиней.

В настоящий момент в России метионин производит АО «Волжский Оргсинтез», чьи производственные мощности составляют 35 тыс. тонн в год. Профильное издание Neftegaz.ru акцентирует, что наша страна располагает большими запасами уникального меркаптансодержащего сырья в Прикаспийском регионе, и эти богатые месторождения (30 тыс. тонн в год) позволяют развивать крупное промышленное производство метионина на юге России, в том числе для развития экспорта.

Российские комбикормщики имеют возможность использовать продукцию Adisseo (A Blustar Company) — единственного производителя в мире, который предлагает две формы метионина (Родимет) — порошковую и жидкую, в форме гидроксиметионина. Благодаря ноу-хау и высокому качеству продукции компания много лет сохраняет лидерские позиции на мировом рынке кормовых добавок. Доли импорта зарубежного метионина в 2022 г. представлены на рис. 2.


Рис. 2. Импорт кормового метионина в 2022 г. в натуральном выражении, %

По сообщению концерна Evonik, из-за роста цен на энергоресурсы и снижения рыночных цен на метионин этот крупнейший мировой производитель продолжает сталкиваться с проблемами выпуска метионина, однако планирует дальнейшие инвестиции в сингапурское производство, а также и модернизацию завода в США, чтобы сохранить лидерство на мировом рынке. В начале июля 2022 г. под давлением Запада компания ограничила ввоз в Россию метионина и другой продукции. Пятый пакет санкций запретил ввоз сухого DL-метионина из Евросоюза.

Поставки импортного метионина продолжают снижаться. В 2021 г. они составили 33,7 тыс. тонн, экспорт — 10,7 тыс. тонн. По сообщению «ВетАналитик»/«ФармАналитик Про», в 2022 г. ввоз кормового метионина в Россию упал до 24,08 тыс. тонн (–28% к 2021 г.).

Со второго полугодия начались поставки в Россию метионина из Малазии (CJ Bio Malaysia), а также усилилось влияние китайских производителей.

Для обеспечения внутреннего рынка метионином с мая 2022 г. был запрещен его вывоз из России. Есть надежда на появление новых игроков за счет российских производителей. Промышленным синтезом в России метионина уже заинтересовались «Щелково Агрохим», а также НЦ «Прикладная химия» в составе «Ростеха».

 

Треонин

Кормовой треонин используется в комбикормах всех продуктивных теплокровных животных, а также рыб.

Рынок треонина является в настоящее время полностью импортозависимым (рис. 3). 

Рис. 3. Импорт треонина в 2022 г. в натуральном выражении, %

Импорт треонина


По данным «ВетАналитик»/«ФармАналитик Про», в 2022 г. импорт треонина в Россию составил 42,15 тыс. тонн (+19% к 2021 г.) и полностью обеспечивается за счет продукции китайских производителей. Во втором полугодии 2022 г. в Россию поставлялась продукция 8 компаний, из которых по поставкам в тоннах лидировало 3 производителя.

Триптофан

По предварительным оценкам FEEDLOT, потребность российского рынка в триптофане составляет около 2,7 тыс. тонн. Согласно данным различных исследователей, в 2022 г. было поставлено 1,7–1,8 тыс. тонн триптофана, что не восполняет в полной мере дефицит аминокислоты. Основной поставщик ее на сегодня — Китай.

Как сообщает «ВетАналитик»/«ФармАналитик Про», в 2022 г. в Россию ввезено 1,78 тыс. тонн триптофана из Китая, Индонезии, Кореи и Франции. По поставкам лидировали компании Suihua ХМХYG Jingu Biochemical Technology, Xinjiang Fufeng Biotechnologies, а также Pt. Cheil Jedang Indonesia (рис. 4).

Рис. 4. Импорт триптофана в 2022 г. в натуральном выражении, %

Импорт триптофана


В России выпуск данной аминокислоты не налажен, однако триптофан производит ближайший зарубежный партнер — ЗАО «БНБК». Белорусская компания также предлагает L-лизин сульфат, L-лизин моногидрохлорид и треонин.

Заявленные производителем мощности биотехнологического производства составляют 37 тыс. тонн в год по L-лизин сульфату, 40 тыс. тонн — по L-лизин моногидрохлориду, 8 тыс. тонн — по L-треонину, 1,6 тыс. тонн — по L-триптофану. Реализация L-треонина 98,5% осуществляется на платформе ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» в секции «Сельхозпродукция» (предприятие работает со 100%-ной предоплатой).

Выводы

1.   Драйвером рынка аминокислот в мире являются азиатские производители, лидер которых — Китай, чье влияние значительно выросло за последние годы (импорт по лизину в 2022 г составил 90%, по метионину ― 96%, по треонину ―100%, по триптофану ― 71%).

2.   При создании экономически благоприятных условий в России возможно увеличить собственный синтез кормовых аминокислот, в том числе метионина, треонина, триптофана, а также лизина моногидрохлорида, хотя для многих потребителей более предпочтительной является сульфатная форма. Однако помимо доступности зерна, для производства аминокислот нужны доступные по цене составляющие сырья, которые ввозятся из-за рубежа (в том числе ферменты, витамины, микроэлементы), высокотехнологичное, не имеющее аналогов в России оборудование, а также соблюдение природоохранного законодательства, транспортная доступность и достаточное обеспечение энергоресурсами, высококлассными специалистами. Высокая проектная стоимость производств и долгая окупаемость — важный риск для данной отрасли, снижающий ее инвестиционную привлекательность.

3.   Из-за влияния экономических и политических кризисов рынок аминокислот крайне волатилен. В настоящее время происходит смена импортеров и налаживание новых логистических цепочек.


Компания «ВитаГарант» на протяжении 20 лет предлагает самый широкий ассортимент аминокислот, который недавно пополнился таурином и гистидином. Новая аминокислота L-гистидин моногидрохлорид моногидрат 98,0–100,0% от крупнейшего мирового производителя компании CJ получена путем микробиологического синтеза (штамм-продуцент Corynebacterium glutamicum KCCM 80179). Поставки осуществляются с производственной площадки, расположенной в Индонезии. На сегодняшний день L-гистидин моногидрохлорид моногидрат от CJ — единственный на российском рынке, прошедший регистрацию в качестве кормовой добавки.



Количество показов: 3890
Автор:  В. Лавренова, маркетолог издательства «Сельскохозяйственные технологии», @vlavrenova_1979/Instagram

Возврат к списку


Материалы по теме: