Обзоры и прогнозы

Национальный Союз свиноводов подводит итоги и готовится к вступлению в ВТО 06.08.2012

Национальный Союз свиноводов подводит итоги и готовится к вступлению в ВТО

Прошел третий год работы Национального Союза свиноводов. Безусловным доказательством состоятельности и востребованности Союза служат три основополагающих аргумента:

– динамика развития свиноводства в стране;

– роль Союза в создании условий, обеспечивающих поддержку темпов развития и защиту профессиональных интересов отрасли, в решении текущих проблем и прогнозировании будущего отрасли;

– уровень консолидации отрасли в нашем Союзе, а следовательно, уровень его легитимности.

О консолидации отрасли в Союзе

Сегодня членами Национального Союза свиноводов являются 147 свиноводческих компаний, объем производства которых превышает 75% от общего индустриального рынка свинины. Их доля в ежегодном приросте вообще превышает 87%. И этот процесс продолжается. Существует ещё около 40 независимых компаний, серьёзно занимающихся промышленным свиноводством с общим объемом чуть более 21% от рынка. Союз активно со всеми ними работает. Есть еще более 250 компаний с долей рынка около 2,5%, которые производят свинину, но не рассматривают этот бизнес как основной.3-рисунка-1.jpg

Динамика развития отрасли

В результате более чем 15-летнего стагнационного периода в отрасли к середине 2005 г. общее производство свинины упало почти в 2 раза, а в промышленном секторе снижение было практически 4-кратным. При этих малых объемах производства показатели эффективности отечественного свиноводства были в 1,5–2 раза ниже, чем у стран с развитым свиноводством. Период деградации отрасли привёл к разрушению не только производственных фондов, но и технологического, племенного, научного и кадрового потенциалов. Стало понятно, что полномасштабная модернизация и восстановление отрасли даже при всесторонней поддержке государства невозможны без переходного 10–15-летнего периода т.е. практически до 2020 г.

Благодаря активной роли государства в виде начатого в 2006 г. Национального проекта развития АПК, а также действующей с 2008 г. Госпрограммы в отрасли были созданы крайне привлекательные инвестиционные условия. За 2006–2011 гг. в рамках этих программ в отрасль было привлечено более 250 млрд руб. частных инвестиций, большая часть которых (около 200 млрд) — в виде субсидируемых государством долгосрочных кредитов. Это позволило ввести в строй новые и капитально реконструировать около 750 объектов. В отрасли начали происходить по-настоящему революционные изменения, в основе которых лежала кардинальная технологическая и структурная модернизация. Отраслевая целевая программа «Развитие свиноводства в Российской Федерации на 2010–2012 годы» придала этим процессам ещё большее ускорение. Так, например, в 2012–2015 гг. планируются инвестиции в объёме более 200 млрд руб. Другой фундаментальной основой этих изменений стала продуманная таможенно-тарифная политика государства в области импорта мяса. Комплекс всех этих мер создал в отрасли свиноводства крайне привлекательную инвестиционную среду, защитил отечественный рынок свинины от неконтролируемого импорта.

Реалистичные прогнозы нашего Союза позволяют утверждать, что при сохранении инвестиционной привлекательности отрасли рост производства до 2020 г. может составить ещё около 60% от сегодняшней базы. Прогноз развития промышленного производства свинины представлен на рис. 1/слайде № 7. В течение шести лет производство в этом сегменте выросло более чем в 3 раза, обеспечив практически 100% прироста отрасли. Весь прирост обеспечивают предприятия, построенные «с нуля» или прошедшие капитальную реконструкцию и модернизацию. Уже через 2–3 года эти предприятия, работающие с новыми породами животных, которые обладают высоким генетическим потенциалом, будут производить более 90% мяса. Табл. 1. 

табл-2.jpg

По основным критериям продуктивности животных — привесам, конверсии корма, выходу убойного мяса от живого веса, выходу постного мяса от туши и т.д. отечественные вновь построенные и прошедшие глубокую модернизацию свинокомплексы вплотную приблизились к западным компаниям.

Главным драйвером роста производства, безусловно, будет растущее потребление продуктов питания. Прежде всего это потребление основных видов мяса на душу населения. С 1990 г. по 2000 г. душевое потребление мяса упало с 75 до 40,7 кг на человека в год. В следующие 10 лет к 2010 г. оно возросло более чем 50% — до 64,7 кг; главная причина этого — рост доходов населения. По оценкам НСС, в ближайшие 10 лет потребление мяса будет увеличиваться на 1–3% в год и к 2020 г. достигнет 76–77 кг на человека. Это соответствует уровню 1990 г., но всё же намного ниже американского (110 кг) или европейского (90 кг) уровня . Кроме того, произойдёт не только рост потребления, но и дальнейшее перераспределение долей основных видов мяса. Продолжится падение доли говядины с сегодняшних 27 до 17–18%.

Учитывая, что с ростом объёмов производства свинина будет дешеветь относительно курятины, можно предположить, что доля её вырастет с сегодняшних 33% до 38%.

В конечном итоге это будет означать, что потребление свинины в ближайшие десять лет — с 2010 по 2020 гг. — увеличится с 3 до 4 млн т в убойном весе.

Естественно, что этот позитивный прогноз может быть реализован при условии продолжения политики по субсидированию долгосрочных инвестиционных кредитов и при дальнейшей защите государством отечественных рынков от субсидированного импорта.

Другая регуляторная функция государства — недопущение перепроизводства и обрушения цен производителей. По-видимому, на определенном этапе (через 4–5 лет) следует отказаться от политики субсидирования новых проектов, не входящих в представленные прогнозы.

Ещё одной безусловной зоной риска является угроза продолжения распространения АЧС.

Присоединение к ВТО

Мы отдаём должное усилиям наших переговорщиков, которым удалось добиться сохранения господдержки с ближайшей тенденцией увеличения с 4,5 до 9 млрд $ (правда, с последующим снижением). Другое достижение — сохранение квотного режима импорта мяса на период до 2020 г. Однако и там, и там есть очень серьёзные проблемы, от решения которых зависит успех будущего отрасли.

Сейчас уровень федерального бюджета господдержки АПК находится ниже предельного разрешённого для России уровня «оранжевой корзины». Даже с учётом региональной составляющей ещё 2–3 года особых проблем здесь не ожидается. Однако уже после 2015 г. не менее половины федерального бюджета должно быть переведено из «оранжевой» в «зелёную корзину», что требует глубокого анализа и пересмотра всех существующих сегодня механизмов господдержки.

Самые серьёзные проблемы для свиноводства после присоединения РФ к ВТО находятся в области меняющегося таможенно-тарифного режима импорта свинины и живых свиней на убой. Именно этот режим являлся до сих пор фундаментом рентабельности производства в 25–27% отрасли.

На рис. 2 вы видите, что среднее значение пошлин в аграрном секторе снижается незначительно (с 15,6 до 11,2%). Именно на этом основании мы часто слышим, что ничего страшного не произошло. Однако по свинине пошлина на мясо снижается с 15 до 0%, на сегодня этот объём (430 тыс. т) превышает 1/3 от всего промышленного производства свинины в России. Второй «подарок» свиноводам — это снижение в 8 раз (с 40 до 5%) пошлины на живых товарных свиней, завозимых на убой.

3-рисунка-2.jpg

Кроме того, в режим тарифного квотирования не включены более 500 тыс. т продукции свиноводства (шпиг и субпродукты). Причём на субпродукты пошлина, которую по просьбе НСС подняли в 2010 г. до 25%, снова снижается до 15%. Уже через несколько лет эти тарифы будут препятствовать реализации отечественного шпига и субпродуктов по справедливой цене.

Другой проблемой является фактическое снижение тарифов на говядину, что в конечном итоге может тормозить прогнозируемый рост потребления свинины.

В результате минимальные потери отрасли промышленного свиноводства составят 20 млрд руб. — как раз тот объём денег, который отрасль ежегодно до 2020 г. должна возвращать в виде тела кредитов. Это сумма потерь может возрасти в 1,5–2 раза.

Таким образом, как видно из табл. 2, в сложившейся экономической ситуации после присоединения РФ к ВТО на объявленных условиях предприятия всех категорий с учётом инвестиционной составляющей (необходимости возврата тела кредита) могут оказаться в минимально рентабельной или даже убыточной зоне. При таком сценарии вновь возникает угроза продовольственной безопасности, поскольку доля импорта может вновь приблизиться к 35–45% от общего объема потребления.

3-рисунка-3.jpg

Несколько месяцев назад Союз совместно с другими бизнес-ассоциациями разработал и передал в Минсельхоз и Правительство РФ комплекс мер, которые могут в значительной степени минимизировать негативные последствия для свиноводства при присоединении РФ к ВТО. Эти предложения лежат в основе правительственного «Плана мероприятий по минимизации негативных последствий для АПК при присоединении к ВТО».

В настоящее время идёт активная работа по реализации «Заявления о применении специальной защитной меры в отношении импорта живых товарных свиней», подготовленного НСС, и согласованию его с Минсельхозом и Минэкономразвития. Его цель — сохранение таможенных барьеров для импорта живых свиней после присоединения России к ВТО.

• В рамках соглашения по применению санитарных и фитосанитарных норм ВТО Россельхознадзор с 20 марта текущего года приостановил ввоз в РФ крупного и мелкого рогатого скота, а также свиней из-за вспышек заболеваний животных в этих странах.

• Получена принципиальная поддержка в МСХ, МЭР, обеих палатах Федерального собрания предложений НСС о продлении льгот по налогу на прибыль и по освобождению от уплаты НДС на импорт племенного скота и материалов. Мы очень рассчитываем, что в конечном итоге будет принято окончательное решение по этим вопросам. В этом случае сэкономленные для отрасли средства составят 5–6 млрд руб. ежегодно.

• Принято решение о выделении в 2012–2015 гг. по 6 млрд руб. в год из федерального бюджета на развитие свиноводства, а с учетом механизма «Экономически значимых региональных программ» общая сумма ежегодных субсидий может достигать 10–12 млрд руб. в год.

Компенсационные меры Правительства РФ в случае их принятия в полном объеме являются только частью большого комплекса действий как власти, так и бизнес сообщества по адаптации к новым реалиям — жизни в условиях ВТО. Мы должны последовательно и настойчиво использовать в рамках ВТО различные легитимные способы защиты отечественного рынка тем более , что другие участники ВТО активно ими пользуются.



Количество показов: 3937
Автор:  Из доклада генерального директора НСС Ю.И. Ковалева на III годовом собрании 28 июня 2012 г., МПА, Москва, "ЦЕНОВИК" АВГУСТ 2012

Возврат к списку


Материалы по теме: