Обзоры и прогнозы

Помогут ли санкции возродить отечественный АПК? 06.10.2014

Помогут ли санкции возродить отечественный АПК?

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Противостояние России и Запада из-за Украины привело к введению целого ряда санкций против ряда российских должностных лиц, бизнесменов и компаний. В ответ на это Москва запретила ввоз ключевых видов сельхозпродукции и продовольствия из стран, установивших антироссийские санкции. Как повлияют санкции Запада на наше сельское хозяйство? Появятся ли у отрасли реальные шансы начать новый восходящий тренд, основанный на ускоренном импортозамещении, или просто одни зарубежные поставщики заменят других, а у нас все останется как прежде?

Последние два года и так были, мягко говоря, не самым благополучным периодом для российского АПК. Вступление в ВТО ограничило возможности государства по поддержке отечественных производителей. Снижение темпов роста российской экономики затруднило даже те меры поддержки, которые разрешены правилами ВТО, но требуют больших финансовых вложений. Над отраслью, начавшей свое возрождение 8 лет назад, после начала реализации аграрного нацпроекта, нависла угроза стагнации или даже спада. Продовольственная безопасность страны попала в зависимость от зарубежных поставок продовольствия. И на этом фоне внезапно возник новый фактор — санкции.

Надо отметить, что влияние зарубежных санкций на российское сельское хозяйство минимально — по крайней мере, сейчас. Санкции затрагивают в первую очередь финансовую, энергетическую и оборонно-промышленную отрасли, а также отдельных чиновников, бизнесменов и компании, не связанные с АПК. Российские ответные санкции, напротив, связаны именно с сельским хозяйством и пищевой промышленностью. Заслуживает внимание то, что, выбирая ответные меры, президент и правительство РФ решили поддержать именно эти отрасли отечественной экономики. Это означает, что АПК действительно стал одним из главных приоритетов для руководства страны и без серьезной господдержки его не оставят.

Вместе с тем не все так гладко и однозначно. Во-первых, санкции против финансового сектора могут осложнить доступ российских предприятий (в том числе и сельскохозяйственных) к кредитам. Во-вторых, неизвестно, какие еще санкции примет Запад в случае усиления конфронтации: в их числе могут быть и такие, которые навредят российскому АПК напрямую. В-третьих, импортозамещение — это рост производства, то есть дело не одного дня, а запрет на ввоз уже введен и задача не допустить роста цен для населения поставлена. Это может привести к тому, что освободившиеся на рынке ниши будут заняты не столько отечественной продукцией, сколько импортом из тех стран, которые не вводили антироссийские санкции. Наконец, и западные санкции, и российские ответные меры были политическим решением, а значит, могут быть в любой момент отменены также по политическим причинам. А прогнозировать дальнейшее развитие отношений России и Запада на сколько-нибудь длительный период достаточно сложно. Поэтому наряду с появившимся у отрасли шансом возникли и дополнительные риски, а неопределенность увеличилась.

Наша редакция следит за развитием событий в области санкций, связанных с АПК. Мы начинаем вести хронику событий, которая будет продолжена в ближайших номерах.

6 августа

Владимир Путин подписал указ № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», в котором поручил правительству ввести запрет на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели антироссийские санкции.

7 августа

Во исполнение президентского указа правительство РФ приняло постановление № 778 о запрете на один год ввоза в страну целого ряда видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Норвегия. Под этот запрет попали: 1) мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное; 2) мясо крупного рогатого скота замороженное; 3) свинина свежая, охлажденная или замороженная; 4) мясо и пищевые субпродукты домашней птицы свежие, охлажденные или замороженные; 5) мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое; 6) рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные; 7) молоко и молочная продукция; 8) овощи, корнеплоды и клубнеплоды; 9) фрукты и орехи; 10) колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови, а также готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе; 11) готовые продукты, включая сыры и творог на основе растительных жиров; 12) молокосодержащие продукты на основе растительных жиров. Исключение было сделано для товаров, предназначенных для детского питания, а также некоторых других видов продукции, внутреннее производство которых пока недостаточно налажено.

12 августа

В ходе визита в Ставропольский край Дмитрий Медведев заявил, что «вопросы продовольственного обеспечения страны выходят на передний план». По словам премьера, Россия может и должна сама себя кормить, и не только кормить, но и поставлять сельхозпродукцию в другие страны. Отметим, что представители Ставропольского края одними из первых откликнулись на решение о запрете импорта, пообещав накормить страну овощами и фруктами. Подобные заявления делались и представителями ряда других регионов и сельскохозяйственных компаний.

Между тем занять освободившиеся места на российском рынке намерены не только отечественные производители, но и ряд стран, не попавших под ограничения. Так, например, уже 11 августа стало известно, что китайская компания Baorong открывает площадку для прямого экспорта в Россию овощей и фруктов. Расширить поставки животноводческой продукции могут страны Латинской Америки. Намерены увеличить экспорт в Россию своей сельхозпродукции и продовольствия такие страны, как Бразилия, Аргентина, Чили, Турция (последняя — несмотря на свое членство в НАТО и стремление в ЕС) и, конечно же, наш стратегический партнер — Белоруссия. Увеличить экспорт своей сельхозпродукции хочет даже Япония, которая вводила санкции против РФ, но пока незначительные, а потому не попала под ответные санкции. В этой связи отметим, что США и ЕС пытались оказать дипломатическое давление на страны, которые желают извлечь выгоду из сложившейся ситуации, увеличив экспорт в РФ, однако это давление пока ни к чему не привело.

20 августа                                       

В Минсельхозе РФ прошла встреча Николая Федорова с министром сельского хозяйства, животноводства и рыболовства Аргентины Карлосом Касамикелой, министром промышленности Аргентины Деборой Джорджи и первым замминистра иностранных дел этой страны по международным экономическим отношениям Карлосом Бианко, посвященная вопросам торгово-экономического сотрудничества в области сельского хозяйства и смежных отраслей. По итогам российско-аргентинских переговоров Карлос Касамикела заявил о намерении удвоить экспорт продовольствия в РФ.

Между тем сами западные правительства начали испытывать давление со стороны собственных сельхозпроизводителей, терпящих немалые убытки из-за запрета на экспорт в Россию. Уже 7 августа, в день принятия Россией ответных санкций, премьер-министр Латвии Лаймдота Страюума прервала отпуск и вышла на работу, чтобы встретиться с представителями латвийской аграрной отрасли и обсудить сложившуюся ситуацию. Сильно пострадали от эмбарго сельхозпроизводители из Испании, Италии и особенно Греции. В ряде европейских стран прошли протесты, причем в числе наиболее активно протестовавших были крестьяне из Польши и государств Балтии — то есть из тех стран, которые громче всех требовали введения антироссийских санкций. Теперь эти страны громче всех требуют от ЕС компенсаций для своих сельхозпроизводителей. Так, 23 августа испанские фермеры выгрузили несколько тонн персиков и нектаринов перед зданием правительства города Лерида и сожгли флаг ЕС. 26 августа польские крестьяне протестовали в Брюсселе против слишком малых, по их мнению, компенсаций; в ходе акции они раздавали чиновникам яблоки и перец.

5 сентября

Состоялась встреча министров сельского хозяйства стран ЕС, посвященная вопросам российского эмбарго и поддержке своих сельхозпроизводителей. Однако поддержка была больше на словах. Достаточно сказать, что под российское эмбарго попала продукция общей стоимостью около 8,5 млрд евро, в том числе из стран Европейского союза — на сумму свыше 5 млрд евро. При этом весь антикризисный фонд ЕС, предназначенный для поддержки аграриев, составляет немногим более 400 млн евро.

9 сентября

Европейский банк реконструкции и развития назвал страны ЕС, наиболее пострадавшие от ответных российских санкций. На первом месте оказалась Литва, у которой 2,72% ВВП составляют поставки продуктов питания в Россию. Сильно пострадают и две другие прибалтийские республики — Латвия и Эстония, а также Польша и Венгрия, специализирующиеся на поставках овощей и фруктов, и Норвегия — ключевой поставщик рыбы. Напомним, что Россия является вторым по величине рынком экспорта продовольствия из стран ЕС.

20 сентября

Французские фермеры из провинции Бретань провели акцию протеста, закончившуюся погромом. Они подожгли здания налоговой службы и сельскохозяйственной страховой компании в городе Морле, завалили городские улицы овощами и навозом, мешали тушить пожар. Крестьяне протестовали против снижения уровня жизни и экономических санкций против России, ставших одной из причин этого снижения (вследствие ответных российских мер). Страховая контора сгорела полностью, а здание налоговой службы — частично. Премьер-министр Франции Мануэль Вальс пригрозил наказать виновных.

Тем временем 23 сентября стало известно о намерении Евросоюза рассмотреть вопрос о смягчении антироссийских санкций. Можно предположить, что такой поворот событий стал возможен не только вследствие перемирия в Новороссии, но и из-за протестов европейских сельхозпроизводителей. Мы будем следить за дальнейшим развитием событий.


Количество показов: 6958
Автор:  В. Лагутин

Возврат к списку


Материалы по теме: