Обзоры и прогнозы

Птицеводство. Импортозамещение. 08.11.2014

Птицеводство. Импортозамещение.

Людмилу Юрьевну Костеву часто называют «рыбинской железной леди» — вот уже почти двадцать лет она уверенно держит на плаву крупнейшую яичную птицефабрику Ярославской области ОАО «Волжанин». Да что там держит на плаву — развивает, укрупняет и постоянно модернизирует, добавляя в производство яйца всё новые бизнес-процессы. Подняв предприятие из руин в далёкие 1990-е, эта самоотверженная женщина превратила скромный совхоз в преуспевающий вертикально интегрированный холдинг, на опыте которого учатся уже не только россияне.

6 октября 2014 года ОАО «Волжанин» торжественно открыло новый элеватор, а накануне этого важного для компании события птицефабрика стала одним из организаторов международной конференции «Практика внедрения системы прослеживаемости и перспективы её реализации в птицепромышленном секторе РФ». На конференции темой нашего разговора с Л.Ю. Костевой стали аспекты актуального сегодня импортозамещения.

— Сегодня все говорят об импортозамещении, подчас забывая о том, что российскому потребителю уже недостаточно одного только количества товара на полках, ему нужно качество, к которому он привык. Людмила Юрьевна, как Вы видите эту ситуацию?

Л.Ю.: — Безусловно, мы все уже побывали в Европе и видели уровень их продуктов на полке: упаковка, качество, используемые там системы прослеживаемости, которым в Европе действительно уделяется огромное внимание, в отличие от нас. Мы сегодня стараемся заполнить какие-то нехватки объемами, при этом на качество обращаем мало внимания, поэтому иногда даже не хочется заходить в наши огромные супермаркеты и видеть там не всегда аппетитного вида отечественную продукцию.

Именно из-за вопросов качества мы и посчитали необходимым провести конференцию на тему прослеживаемости продукции птицеводства как наиболее актуальную сегодня. Я видела, как действуют системы прослеживаемости, например, в Ирландии и во Франции. Мы у себя этим, кстати, занимаемся уже с 2005 года — после того как внедрили ISO 9001 и ХАСПП, перешли к более углублённым СМК, включая FSSC 22000 — трансформируя её в систему прослеживаемости. Хочется, чтобы любой человек мог прийти в торговую сеть с мобильным телефоном, отсканировать штрих-код на продукции и увидеть, где, когда, кем и как она была произведена — вот сегодня наша задача.

— Людмила Юрьевна, но ведь это лично Ваша инициатива, Вашей компании. Увы, не у всех производителей сегодня такой уровень самосознания и ответственности перед потребителями. Может быть, стоит привлечь внимание государства к этому вопросу? Оно тоже должно способствовать развитию системы прослеживаемости продукции, как, впрочем, и помогать и поддерживать.

— Да, необходим законодательный нормативный документ, который бы устанавливал определенные принципы и подходы к прослеживаемости продукции «от фермы до прилавка» и обязывал к этому производителей и поставщиков. Нас надо только обязывать! Это мое личное мнение, потому что кто-то делает, а кто-то не делает. И почему бы на примере тех, кто делает, не обязать всех? Хотя, конечно, одной «обязаловкой» результатов не достигнешь, нужна и поддержка тоже.

Производители сегодня находятся в разных условиях: кто-то только ждет помощи от государства, а кто-то уже воспользовался господдержкой, которая, например, у нас идёт с 2000 года в различных целевых программах*.

В 2001 году «Волжанин» первым из предприятий Ярославской области воспользовался новой формой поддержки — субсидированием ставок по кредитам в рамках Программы поддержки сельхозпредприятий. Кредиты были направлены на поэтапную реконструкцию птицефабрики.

Главное, не стоять на месте, ставить цели и стремиться к ним. Наше предприятие инвестировало в собственное развитие уже три с половиной миллиарда, из которых 50% заемных, потому что грамотные инвестиции всегда окупают себя с лихвой. Сегодня есть определенная проблема: мы вынуждены решать задачи другой отрасли, комбикормовой. Мы построили элеватор для хранения зерна и собираемся строить комбикормовый завод для обеспечения собственными кормами — сейчас проектируем его, а запуск планируем к концу 2015 года. Такие масштабные и не вполне профильные проекты требуют отдельных усилий и инвестиций, и окупаться они будут гораздо дольше, к тому же опосредованно — через удешевление нашей конечной продукции, потому что предназначены не для коммерческого использования, а для обеспечения существующего производства. Инвестирование в строительство и решение технологических вопросов кормопроизводства для нас сейчас задача номер один.

Поддержка необходима, конечно, поскольку мы, прежде всего, говорим об импортозамещении, и сегодняшние 28 кг мяса птицы на душу населения — это крайне мало, особенно если сравнивать с другими странами, где этот показатель — более 50 кг на душу населения. Инвестиции нужны, как нужны и льготы по налогам для товаропроизводителей. Необходимо субсидировать процентную ставку по кредитам, а ещё разумней — давать сельхозпроизводителям дешёвые кредиты. Это, наверное, мечта каждого, кто занимается производством на селе, и именно такой поддержки здесь сегодня ждут от государства.

ОДНОЙ СТРОКОЙ. 

Мнения организаторов и участников конференции «Практика внедрения системы прослеживаемости и перспективы ее реализации в птицепромышленном секторе РФ»:

Фисинин В.И., президент Российского птицеводческого союза, первый вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук, академик РАСХН: «Никакое замороженное мясо из ВТО нам не нужно, мы россиян накормим охлажденной отечественной продукцией! Но для этого надо прежде всего повышать качество продукции, в том числе массово внедряя системы прослеживаемости».

Бобылева Г.А., генеральный директор Российского птицеводческого союза, кандидат экономических наук: «Импортозамещение нам сегодня не произвести без наращивания объемов производства, без повышения конкурентоспособности и улучшения качества продукции. Это касается и мяса птицы, и племенной продукции, и вакцин, и витаминов, и ферментов, и перерабатывающего оборудования».

Яковлев С.С., заместитель директора по научно-консультационной работе НПП «АВИВАК»: «Нам нужны свои селекционные центры, чтобы мы могли создавать отечественные кроссы птиц, как минимум такие же продуктивные, как иностранные кроссы, и репродукторы I и II порядка. Нужны деньги на науку, на селекцию. Отечественные биопрепараты не хуже зарубежных и при их использовании многие птицеводческие предприятия как в России, так и в странах СНГ получают высокие производственные показатели, как, например, птицефабрика «Волжанин».


Количество показов: 5859
Автор:  Е.С. Бурдаева

Возврат к списку


Материалы по теме: