Обзоры и прогнозы

 Свиноводство 2016.  Создание экспортного потенциала 14.08.2016

Свиноводство 2016. Создание экспортного потенциала

По материалам доклада генерального директора НСС Ю.И. Ковалева на годовом собрании

Проведено уже седьмое по счёту годовое собрание Национального Союза свиноводов (НСС). За прошедшие семь лет Союз профессионально состоялся, он максимально востребован как бизнес-сообществом, так и органами власти.

Сегодня НСС насчитывает уже свыше 250 предприятий, занимающих более 80% рынка промышленного производства свинины.

2.jpg

Проделанная за эти годы работа исполнительного аппарата, совета директоров убедительно продемонстрировала важную роль Союза в создании благоприятных инвестиционных условий, обеспечивающих развитие отрасли. Союз свиноводов не только последовательно и профессионально защищает интересы бизнеса, решает текущие проблемы, но и прогнозирует будущее.

Необходимость снижения импортозависимости

Прошедший 2015 г. и первая половина 2016 г. отчётливо продемонстрировали, что Россия пока еще в определённой мере остаётся зависимой от импорта мяса страной. Два года назад практически одновременно произошли два события: девальвация рубля и введение ограничения на импорт свинины из ЕС из-за вируса АЧС. Эти 2 фактора дестабилизировали внутренний рынок свинины и других видов мяса, что еще раз подтвердило актуальность темы ускоренного импортозамещения для всех органов власти. Для бизнеса же это в первую очередь новое окно дополнительных опций на ближайшие годы и замечательная возможность вернуть себе национальные рынки, которые были утеряны в 90-е гг. Например, ещё три года назад мы импортировали 2,5 млн тонн мяса, что могло бы дать как минимум 750 тыс. рабочих мест на селе.

3.jpg

Прорывные итоги десятилетия

В конце 2015 — начале 2016 гг. исполнилось 10 лет Национального проекта по развитию АПК, которому был дан старт в 2006 г., затем он получил своё продолжение в Госпрограмме развития АПК в 2008–2012 гг. и в действующей Госпрограмме 2013–2020 гг.

4.jpg

Подведем первые итоги этого десятилетия, приняв за начальный период 2005 г. На рис. 1 наглядно виден темп прироста производства свинины в промышленном секторе. Это подтверждает тот факт, что главные постулаты, которые были заложены в основополагающие документы, — прежде всего создание инвестиционной привлекательности отрасли — сработали. В итоге с 2005 по 2015 гг. в промышленном секторе объём производства вырос с 420 тыс. тонн до 2 млн 458 тыс. тонн (т.е. более чем на 2 млн тонн, или в 6 раз). Для этого были сделаны огромные частные инвестиции. По нашей оценке, в свиноводство было инвестировано около 400 млрд руб. Одновременно осуществлялось качественное изменение отрасли за счёт структурной и технологической модернизации ( развития убоя и глубокой разделки) что также сопровождалось дополнительными инвестициями в размере около 50 млрд руб. и созданием десятков тысяч новых рабочих мест в сельских территориях. Одновременно с ростом промышленного свиноводства доля ЛПХ в общем объёме производства за 10 последних лет снизилась по стране с 70 до 20% (в основном из-за АЧС). На рис. 2 можно видеть, что, несмотря на более чем 6-кратный рост в промышленном секторе, общее производство свинины в РФ в последние 10 лет выросло только в 2 раза и пока только приближается к уровню 1990 г.

В оценке темпов и перспектив снижения импортозависимости важна динамика потребления мяса на душу населения, представленная на рис. 3. Существенно, что душевое потребление свинины в прошедшие 10–12 лет росло ускоренными темпами — 5–7% в год, а в 2013 г. потребление мяса достигло уровня 1990 г., приблизившись к 75 кг на человека с учётом шпига и субпродуктов, и было близко к среднеевропейским показателям.

5.jpg

С высокой долей вероятности можно предполагать, что дальнейший рост потребления мяса в течение следующих 5–8 лет замедлится. Ухудшение макроэкономической ситуации (опыт 2014 и 2015 гг.) приводит к сокращению потребления. Останавливает этот процесс сейчас только относительное снижение цен на свинину.

Сегодня мы можем с абсолютной уверенностью сказать, что в свиноводческой отрасли за последние 10 лет сделан огромный рывок, а в производстве свинины мы вплотную подошли к этапу создания экспортного потенциала.

Импортозамещение

На рис. 4 видно, что реальный процесс импортозамещения начался с 2013 г. и за три года составил около 1 млн тонн. Главный итог состоит в том, что снижение доли импорта с 40 до 10% практически освобождает страну от физической и валютно-ценовой зависимости от импортной свинины. Дальнейший рост отечественного производства возможен лишь за счет экспортной экспансии.

Наиболее значимые изменения в импортозависимости произошли в таких областях, как воспроизводство племенных животных, производство комбикормов и премиксов. Если в начале реализации Нацпроекта импорт по этим позициям достигал 80–95%, то уже в этом году за счёт строительства многочисленных комбикормовых заводов, селекционно-гибридных центров, локализации производства премиксов доля импорта упала ниже 10%.

В то же время наиболее проблемные сферы по импортозависимости — ветеринарные препараты, аминокислоты, витамины, технологическое и холодильное оборудование. Это те точки будущего роста, которые необходимо развивать через локализации зарубежных производств и технологий на территории страны.

Изменение инвестиционного климата

В секторе индустриального свиноводства в период 2015–2020 гг. прирост производства может реально составить 1,4 млн тонн в живом весе или 1,1 млн в убойном. Это максимальный объём, который может разместиться на рынке с учётом всех дополнительных каналов сбыта, включающих рост потребления, снижение импорта, снижение сектора ЛПХ, начало роста экспорта и т.д.

Таким образом, лимит на новые проекты в производстве свинины, помимо уже реализуемых, исчерпан. Дополнительные объёмы не только нецелесообразны, но и могут привести к резкому перепроизводству свиноводческой продукции.

табл1.jpg

Еще один важный тренд — оптовые цены на живых свиней. Мониторинг показывает, что прошедшие 2 года обеспечивали максимальные цены и финансовое благополучие хозяйств. В 2016 г. среднегодовые цены в силу объективных факторов будут как минимум на 15–20% ниже уровня прошлого года и составят 90–95 руб./кг с НДС (или 80–85 руб./кг без НДС).

Третья составляющая изменившихся базовых условий для инвестиций проявляется при расчете новых свиноводческих проектов. Еще несколько лет назад стоимость стандартного свинокомплекса на 4,8 тыс. свиноматок, включающего комбикормовое производство, составляла 1,5 млрд руб. при эффективной ставке инвесткредита 4–5%. Сегодня же проект стоит уже 2,5 млрд руб., а эффективная ставка — 8–10%. В результате предприятия, построенные в 2006–2009 гг., практически вышли из инвестиционной фазы, вернув взятые 8-летние кредиты и, соответственно, помимо производственной себестоимости не имеют дополнительной инвестиционной финансовой нагрузки.

А предприятия, построенные в 2010–2015 гг. или планируемые к строительству в этом году, находятся в середине или начале инвестфазы и имеют к себестоимости дополнительную инвестиционную финансовую нагрузку в размере 25–35 руб./кг живого веса.

Понятно, что для окупаемости таких проектов за 8 лет нужна минимальная рентабельность в 30–40% на всем протяжении инвестфазы.

Оценка международных экспертов

Стремительное развитие свиноводства в РФ привело к тому, что, по данным Минсельхоза США (табл. 1), мы уверенно вышли на 5-е место в мире по абсолютному производству свинины, причем наши собственные данные превышают приведенные цифры почти на 0,5 млн тонн убойного веса. Это значительно приближает нас к Бразилии. Этот же источник подтверждает, что по абсолютному объёму потребления мы поднялись с 9–10-го места в мире до уверенного 4-го, обойдя такие сопоставимые с нами по населению страны, как Япония и Бразилия.

Минсельхоз США констатирует, что за последние три года как импортер Россия опустилась с «почетного» 2-го на вполне рядовое 7-е место.

В ряду мировых экспортеров Россия, к сожалению, почти не представлена. Однако заметим, что в 2016 г. объем экспорта из РФ превысит 7,5 млн тонн. Если отечественным производителям удастся завоевать всего лишь 2–3% мирового экспорта, что вполне реально, то мы получим дополнительный рынок на 200–250 тыс. тонн мяса.

Прогноз индикаторов отрасли

В 2014 г. в ответ на ясно обозначившийся дисбаланс между спросом и отечественным предложением свинины НСС предложил «Программу ускоренного импортозамещения по мясу свинины» (табл. 2).

По сравнению с 2014 г. в ближайшие 4–5 лет общее производство в сельхозпредприятиях планируется увеличить почти на 50%, или на 1,4 млн тонн живого веса. При этом 80–90% приходится на крупнейшие ТОП-20 компаний, имеющих опыт, административные, финансовые и управленческие ресурсы.

В случае реализации всей этой программы доля ТОП-20 вырастет до 75%, что будет соответствовать общемировым тенденциям.

Но это не значит, что у мелких и средних компаний нет преимуществ и своих ниш на рынке. Особенно это касается компаний, ориентированных на местные региональные рынки.

В течение 2015–2018 гг. бизнес заявил о готовности проинвестировать в два основных направления отрасли (производство свинины и мощности по убою) более 200 млрд руб. при условии продолжения существующей практики господдержки инвестиционных проектов. Эти планы крайне реалистичны, поскольку находятся на продвинутой стадии реализации.

Только на крупных проектах можно в полной мере получить конкурентные преимущества от внедрения автоматизации, роботизации и т.д.

табл2.jpg

Не менее важный фактор — возможность концентрации на одном предприятии высокопрофессиональных рабочих, инженерных и научных кадров. Именно таким кластером по комплексу причин стал Центральный федеральный округ. Принципиальным моментом сегодняшнего развития свиноводства являются фактически революционные изменения в подотрасли убоя и разделки свинины. Так, если в 2010 г. из 25 млн производимых на убой свиней на предприятиях современного уровня перерабатывалось только 3 млн голов, или 12%, то к концу 2015 г. уже из 33 млн производимых свиней на новых заводах перерабатываются 18 млн голов, или 55%.

В случае успешного завершения программы ускоренного импортозамещения через 3–4 года мы будем производить уже более 40 млн голов свиней, из которых около 75% будут перерабатываться на самых современных мощностях.

На рис. 5 вы можете видеть, что к 2020 г. более 85% отечественных производителей по своему техническому и технологическому уровням всего комплекса производства и переработки свинины будут соответствовать самым современным стандартам в мире. Подводя итоги можно заключить, что к этому времени мы в основном завершим модернизацию отрасли.


Количество показов: 2910
Автор:  Ценовик, август 2016

Возврат к списку


Материалы по теме: