События

Российские свиноводы готовы решать задачу ускоренного импортозамещения 14.01.2015

Российские свиноводы готовы решать задачу ускоренного импортозамещения

26–27 ноября в Международной промышленной академии (МПА) прошла VI международная научно-практическая конференция «Свиноводство-2014: задачи ускоренного импортозамещения». Ее организаторами выступили Министерство сельского хозяйства РФ, Национальный союз свиноводов (НСС) и МПА при поддержке Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Национальной мясной ассоциации (НМА) и Мясного совета Единого экономического пространства (МС ЕЭП). В работе форума приняли участие представители 37 российских регионов и 14 зарубежных стран.

Президент МПА Вячеслав Бутковский напомнил, что в указе Президента РФ № 560 от 6 августа 2014 года была поставлена задача ускоренного импортозамещения, в том числе и по свинине. Уровень продовольственной независимости по мясу пока не достигнут (сейчас на долю отечественного производства приходится 76% мяса, тогда как Доктриной продовольственной безопасности предусмотрен уровень 86%). Вместе с тем, по данным экспертов, в ближайшее время можно сократить импорт мяса на 70% и более, добиться продовольственной независимости по свинине и мясу птицы. Для решения задач ускоренного импортозамещения объем господдержки сельского хозяйства в период до 2020 года должен быть увеличен не менее чем на 625 млрд рублей.

С ключевым докладом «Российское свиноводство в условиях ускоренного импортозамещения: перспективы, угрозы, риски» выступил генеральный директор НСС Юрий Ковалев. Он напомнил призыв Владимира Путина вернуть собственные рынки (в том числе рынок продовольствия) национальным производителям. Перейдя к традиционному для таких докладов перечислению основных статистических показателей работы отрасли, Юрий Иванович в первую очередь отметил дальнейший рост консолидации производства в руках крупнейших игроков. Так, совокупный объем 20 крупнейших производителей свинины в 2013 году составил 54,2% от всего промышленного производства, тогда как еще несколько лет назад доля компаний из TOP-20 составляла 20–30%. В ближайшие 4–5 лет компании из TOP-20 планируют удвоить свое производство. Гендиректор НСС представил данные статистики о производстве свинины, доле сельхозпредприятий (СХП), крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и личных подсобных хозяйств (ЛПХ) в производстве, об объемах импорта, динамике средних цен и по ряду других ключевых для отрасли показателей. В частности, в 2014 году общий объем производства свинины, согласно прогнозу, должен составить 2985 тыс. тонн в убойном весе, что на 6% выше уровня 2013 года. Между тем темпы роста снижаются (в 2013 году он составил 10% к 2012 году). К 2019–2020 году прогнозируется стабилизация объема производства свинины на уровне 3,8 млн тонн в убойном весе.

Постановка руководством страны задачи ускоренного импортозамещения привела к росту господдержки отрасли. В частности, Минсельхоз РФ уже практически решил проблему погашения задолженности по государственному субсидированию кредитов; все необходимые средства направлены в регионы. А 27 октября впервые за последние два года прошло заседание комиссии Минсельхоза по новым инвестиционным кредитам. Существенную поддержку отрасли оказало резкое снижение импорта. По прогнозам, объем импорта свинины в 2014 году составит чуть более 500 тыс. тонн, тогда как в 2013-м он составлял 1 млн тонн, а в 2012 году — более 1,2 млн тонн. Этому способствовало не только продовольственное эмбарго, но и девальвация рубля, перекрывшая дорогу дешевому импорту, и закрытие еще в начале 2014 года импорта европейской свинины из-за африканской чумы свиней (АЧС). (Что касается последнего, то сейчас в суде ВТО рассматривается иск Евросоюза, оспаривающего правомерность запрета, а НСС финансирует работу американских юристов, защищающих интересы российской стороны.) Помимо сокращения импорта, ресурсом для роста в промышленном свиноводстве является продолжающееся снижение производства в ЛПХ (в том числе из-за проблемы с АЧС). Еще один позитивный для свиноводов момент — рост цен на мясо птицы, что ведет к увеличению спроса на свинину.

Вместе с тем существует и целый ряд угроз дальнейшему развитию отечественного свиноводства. Во-первых, речь идет об общем ухудшении экономической ситуации в стране и снижении реальных доходов населения, что ведет и к уменьшению потребления мяса. Тем более что в 2013 году мы впервые достигли дореформенного уровня потребления мяса — 75 кг на человека в год. А в 2014 году впервые за долгое время произошло уменьшение потребления мяса; по прогнозу, оно составит 73,6 кг на человека в год. Ухудшение макроэкономической ситуации может привести и к сокращению объемов господдержки. Другая проблема — рост ставок по инвестиционным кредитам и, соответственно, снижение их доступности. Есть и противоположная угроза: если в результате увеличения господдержки будет открыто много новых свинокомплексов, в отрасли может случиться перепроизводство и, как следствие, обвал цен. В этой связи НСС предлагает государству поддерживать инвестиционные проекты в уже существующие свиноводческие компании, а к кредитованию новых проектов подходить с более строгими критериями, что позволит и сэкономить бюджетные деньги, и не допустить перепроизводства. В заключение Юрий Ковалев отметил, что все более и более актуальной становится программа государственной продовольственной помощи малоимущим слоям населения. Правда, это стоит немалых средств: например, США тратят на нее не менее 27 млрд USD в год.

Руководитель исполкома НМА Сергей Юшин свой доклад начал с заявления, что отрасль работает в условиях неопределенности и за последнее время они стали еще более неопределенными. Всего он насчитал 8 факторов неопределенности: 1) неопределенность в экономике страны; 2) неопределенность с объемами господдержки; 3) неопределенность во внешнеторговой политике; 4) неопределенность цен на зерно и корма в 2015 году; 5) неопределенность дальнейшего курса рубля; 6) эпизоотические риски; 7) снижение потребления мяса; 8) непонятно, что дальше будет с импортом. По мнению Юшина, девальвация рубля повлияла на снижение импорта больше, чем эмбарго. Резко снизился и импорт белорусской свинины — ввиду того, что в Белоруссии очень серьезные проблемы с АЧС. Были названы и ключевые пути контрабанды свинины из стран Евросоюза: через Черногорию, Сербию и через транзит Белоруссия–Казахстан. Руководитель исполкома НМА напомнил, что с 1 января 2015 года в полном объеме заработает ЕврАзЭС, что существенно уменьшит возможности регулировать импорт на национальном уровне. Серьезную проблему может создать вступление Казахстана в ВТО: он пошел на большие уступки, чем Россия, поэтому импорт может пойти к нам через казахстанскую территорию. В заключение своего доклада Сергей Евгеньевич перечислил ряд позитивных и негативных факторов для инвесторов, принимающих решения о кредитовании отрасли. К первым относятся высокие цены на мясо, хороший урожай зерна в 2014 году, освободившиеся на рынке ниши в связи с уходом с него многих ЛПХ, низкая конкурентоспособность импорта, приоритетность развития животноводства для государства. А к числу вторых он отнес налоговые изменения, угрозу рецессии в экономике страны и снижение доходов населения.

Основными темами выступления замруководителя Россельхознадзора Николая Власова стали последние изменения в ветеринарном законодательстве, вопросы ветеринарной сертификации и ситуация с АЧС. Говоря о законодательстве, главный ветеринарный врач страны констатировал, что оно проходит очередной тяжелый период. Определенные подвижки есть на уровне Евразийской комиссии: в частности, она приняла технический регламент по мясу и мясной продукции. На национальном уровне успехов меньше. Николай Анатольевич напомнил, что ветеринарный надзор и ветеринарная сертификация распространятся на все виды животноводческой продукции. В свиноводстве переходный период (когда можно пользоваться и бумажными, и электронными ветеринарными сертификатами) продлится с 1 марта 2015 года по 1 марта 2016 года. По мнению Власова, для всех свиноводческих хозяйств, кроме «сильно жульнических», электронные сертификаты более целесообразны, чем бумажные. В частности, при переходе на электронную сертификацию все запреты и карантинные меры будут видны в режиме online. Говоря об АЧС, Николай Власов констатировал, что ситуация ухудшается, хотя в последнее время вспышек эпидемии на крупных свинокомплексах не было. В России АЧС распространилась западнее Волги. Главная проблема в том, что контролирующие органы не могут регулировать товарно-транспортные потоки. Добавляют проблем и дикие кабаны, а также ряд ЛПХ, где не всегда соблюдаются ветеринарные требования. Бывает и так, что распространению эпидемии способствует банальное воровство: известен пример, когда вирус АЧС был занесен на крупный свинокомплекс при краже нескольких ведер комбикорма.

В рамках ветеринарной секции прозвучал и ряд других интересных докладов. Замруководителя исполкома НМА Максим Синельников более подробно рассказал об основных проблемах перехода к электронной ветеринарной сертификации. О принятых в рамках Таможенного союза технических регламентах, имеющих отношение к мясной отрасли, сделала сообщение заведующая отделом ВНИИ мясной промышленности Оксана Кузнецова. Представитель ВНИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии Александр Малоголовкин информировал о вирусе АЧС, проблемах его устойчивости и диагностики. Представитель компании «РАБОС» Дмитрий Базылюк доложил о соотношении четырех факторов, влияющих на здоровье свиней: менеджмента, гигиены, использования антибиотиков и вакцинопрофилактики. А представитель ТД «ВИК» Александр Худяков рассказал о проблеме выбора дезинфицирующих средств, перечислил основные «плюсы» и «минусы» шести классов дезинфектантов.

В рамках секции по генетическому потенциалу свиноводства с докладом о состоянии и перспективах развития племенного свиноводства выступил замдиректора ВНИИ племенного дела Алексей Новиков. По его мнению, российское свиноводство может развиваться и на отечественной базе, без завоза племенных животных из-за рубежа. В его сообщении были приведены данные о продуктивных качествах наиболее распространенных в России пород — крупной белой, ландрас, йоркшир и дюрок. По словам Новикова, надо развивать следующие направления работы: длительное (не меньше 5 поколений) разведение свиней по методу закрытой популяции; внедрение более современных методов оценки племенной ценности; достижение в малых и средних сельхозпредприятиях уровня продуктивности селекционно-генетических центров; усиление работ по селекции на жизнеспособность. Гендиректор экофермы «Климовская» Владимир Шалупенко высказал мнение, что в краткосрочной перспективе мощности российских племенных предприятий вполне достаточно для импортозамещения, но вот в долгосрочной перспективе все намного сложней. А эксперт НСС Михаил Сильченко говорил о разработанной Союзом информационной системе по племенному делу. По его словам, в настоящее время в информационной системе НСС учтено 1,75 млн животных и 1,5 млн событий из 48 племенных стад. Кроме того, было разработано 9 регламентирующих отчетов и генератор отчетов по заданным значениям.


Количество показов: 7782
Автор:  В. Лагутин

Возврат к списку


Материалы по теме: