Затратная болезнь: как в России противостоят гриппу птиц

Подпишитесь на рассылку новостей и получайте подборку самых важных и интересных новостей АПК на свой почтовый ящик ежемесячно!
Поиск по новостям: 

Дополнительные параметры поиска


Затратная болезнь: как в России противостоят гриппу птиц 06.06.2023

Затратная болезнь: как в России противостоят гриппу птиц

В мире уже третий год свирепствует птичий грипп. Этой весной в России очередной рост заболеваемости совпал со скачком цен на куриное мясо. Обстановка рискует ухудшиться даже по сравнению с неспокойным 2022 годом. Во сколько обходится промышленному производству многолетняя борьба с опасным вирусом и как это отражается на розничных ценах — разбирался Forbes

В конце весны в России произошел резкий рост цен на куриное мясо. Об этом Forbes рассказали в аналитической компании Emeat, специалисты которой зафиксировали в мае скачок оптовых цен на тушки цыплят бройлеров в среднем на 15-20% — со 130-140 рублей за килограмм до 160-190 рублей. «У некоторых производителей цена достигла почти 200 рублей», — говорит генеральный директор Emeat Любовь Савкина. По словам собеседника Forbes, в розничных сетях цены пока растут умеренными темпами. При этом Савкина отмечает, что за последние два года куриное мясо в рознице уже и так подорожало на 25%. Майский ценовой скачок она связывает с ростом заболеваемости птичьим гриппом. 

С начала года в России, по данным Россельхознадзора, зарегистрировано уже 45 случаев вспышки высокопатогенного гриппа птиц (ВГП), из них семь — среди домашней и 38 — среди дикой и декоративной птицы. По состоянию на 5 июня неоздоровленными являются 39 очагов (предприятия или хозяйства). Отдельно на сайте ведомства упоминается еще один случай заболевания, зафиксированный среди страусов в одном из заповедников Херсонской области, — эта вспышка не учитывается Всемирным обществом защиты животных (ВОЗЖ).

По данным Россельхознадзора, с начала года вспышки ВГП были зафиксированы в 24 регионах России — от Калининградской области до Камчатки. При этом только в мае вирус обнаружили в 14 регионах. Один из последних случаев был зафиксирован 20 мая на фабрике «Романовская» в Ярославской области, после чего на предприятии были вынуждены уничтожить все поголовье из 800 000 кур.

Нынешняя вспышка ВГП началась еще в феврале 2020 года в Саудовской Аравии и Вьетнаме. Прошлогоднюю ситуацию в мире Россельхознадзор оценивал как «самую мрачную в истории»: согласно информации Всемирной организации здравоохранения животных (WOAH), в 2022 году в 70 государствах мира насчитывалось 7600 очагов гриппа птиц, потери в каждой отдельной стране исчисляются десятками миллионов птиц. На территории России в 2022 году было зарегистрировано 56 очагов заболевания. Ущерб сельскохозяйственной отрасли от ВГП за последние три года составил более 4,5 млрд рублей, оценили недавно эксперты Минобороны.

Неутешительные прогнозы

«Мы, увы, не прогнозируем хорошую ситуацию с гриппом птиц в этом году, на территории России она будет аналогична той, что была в 2022 году, или даже хуже», — сообщил Forbes главный эксперт по ветеринарным вопросам Росптицесоюза Сергей Яковлев. Он отметил, что WOAH посоветовала государствам рассмотреть возможность вакцинирования против ВГП птицы в личных хозяйствах из-за угрозы возникновения пандемии вируса.

По словам главного эксперта Федерального центра охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ» Россельхознадзора) Виктора Ирзы, прогноз по гриппу птиц для отечественного птицеводства неутешительный — в мире обстановка по этому заболеванию далеко не самая благополучная, фиксируется все больше вспышек в Европе и Южной Америке.

Речь всегда идет именно о ВГП, отмечает исполнительный директор консалтинговой компании «Ринкон менеджмент» Константин Корнеев, так как низкопатогенный птичий грипп — заболевание фоновое, оно сказывается на продуктивности предприятия, мешая ему добрать 10-15% от возможной мощности, а вот ВГП неизменно приводит к гибели птиц.

«Сегодня заболевает и гибнет много чаек, каких пернатых вирус поразит после — мы не знаем, — говорит Яковлев. — Скоро птицы будут выводить молодняк, начнутся «облеты», и вирус снова начнет активно распространяться». Так, описывает собеседник Forbes, водоплавающие птицы могут заражать воду и землю пометом, затем сами гибнут. Их тушки растаскивают падальщики вроде ворон, организуя новый круг заражения, затем механическими переносчиками становятся крысы. В начале года стало известно, что в Испании птичий грипп поразил норок, отмечает Яковлев, а это первый случай распространения вируса непосредственно среди млекопитающих, так что вирус преподносит все новые сюрпризы.

ВГП сложно противостоять, добавляет Яковлев, — его переносят дикие птицы, а дальнейшие пути попадания на птицекомплексы многообразны. Кроме того, сейчас от птичьего гриппа прививают только в домашних и фермерских хозяйствах — вакцинирование промышленной птицы в России запрещено. По данным ФГБУ «ВНИИЗЖ», вакцинация на птицефабриках никогда не проводилась в том числе из-за негативного влияния на экспортный потенциал. К тому же вирус может передаваться человеку, поэтому стратегия уничтожения зараженной птицы до сих пор считалась более надежной. Но уничтожение огромного количества птиц в очагах заражения высокопатогенным гриппом заставляет иначе взглянуть на ситуацию — с прошлого годаобсуждается возможность вакцинации и промышленного поголовья.

Отпугнуть и обработать

Согласно ветеринарным правилам, действующим с 2021 года, сотрудники госветслужб тестируют птиц на предмет заражения ВГП не только на предприятиях, но и в дикой фауне. В благополучном по ВГП регионе пробы делаются три раза в год, а в неблагополучном — один раз в квартал с интервалом от 60 до 90 календарных дней.

При обнаружении очага вводится карантин минимум на 21 день. Выделяют сам эпизоотический очаг, угрожаемую зону (от 5 до 10 км от границ очага) и зону наблюдения (от 10 до 100 км). Непосредственно в эпицентре заражения нельзя лечить птиц; выход один — уничтожение. Также в очаге остаются инкубационные яйца, вся продукция птицеводства и корма, с которыми контактировали потенциально больные особи.

Вводятся все новые протоколы биобезопасности, рассказывает генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов, хотя у большинства промышленных предприятий в России и так самый высокий уровень защиты: «Система сложная, нельзя выделить одно ключевое звено, на которое можно надеяться и функционирование которого можно обеспечить изолированно, гарантируя при этом безопасность всего предприятия. Если не соблюдать самые элементарные санитарные требования вроде ношения масок и перчаток, риски возрастают кратно».

Чтобы бороться с переносом ВГП от человека к птицам, на фабриках работникам даже организуют месячные смены, делится Сергей Лахтюхов. Проходит санобработка самих сотрудников, стирка и сушка спецодежды и обуви. Людей кормят и обеспечивают всем необходимым на территории предприятий, чтобы исключить попадание зараженных частиц, например, после контакта с домашней птицей на собственном дворе или дикой после поездок в лес на шашлыки, — гораздо легче это сделать, если работники не возвращаются каждый день к себе домой. Появляются все новые способы борьбы с проникновением вируса на промышленные объекты — так, некоторые компании специально отпугивают диких птиц от своих территорий. Разумеется, для мотивирования сотрудников приходится ощутимо поднимать зарплаты, добавляет Лахтюхов. 

Затраты на борьбу

Каждое дополнительное мероприятие по обеспечению безопасности, и тем более восстановление работоспособности предприятия после вспышки — это новые затраты, отмечает Любовь Савкина: «В итоге платит за все конечный покупатель».

Инвестиции в биобезопасность предприятий отрасли составляют десятки, а то и сотни миллионов рублей ежегодно, знает Сергей Лахтюхов. Работа над удержанием статуса чистого от заражения ВГП предприятия ведется постоянно, вне зависимости от общей эпизоотической ситуации, отмечает эксперт.

Многое из того, что способствует поддержанию определенного уровня биобезопасности предприятия, уже заложено в САРЕХ (капитальных расходах) и подразумевает операционное обслуживание, для которого нужны только люди и определенные ветпрепараты, добавляет Константин Корнеев. По его мнению, непосредственно профилактическая работа (обеспечение замкнутого производственного цикла) не требует огромных затрат. Вложения в биобезопасность бывает сложно оценить, так как они включают в себя и текущую работу, и изначальные инвестиции в проект, и дополнительные ситуативные мероприятия.

«Инвестиции в биобезопасность окупаемые, поскольку каждое вложение повышает сохранность поголовья», — сообщили Forbes в пресс-службе «Черкизово».

Затраты резко возрастают именно в случае обнаружения очага заболевания. Так, например, фабрика «Боровская» под Тюменью, где очаг заражения ВГП был обнаружен осенью 2021 года, уничтожила поголовье в 4,5 млн кур, получив чистый убыток в 811 млн рублей (годом ранее компания заработала 308,7 млн рублей чистой прибыли). Птицефабрика «Комсомольская» в Хабаровском крае, где после вспышки ВГП в 2022 году было уничтоженооколо 500 000 птиц, зафиксировала убытки в 204 млн рублей.

Потери и их значимость для владельцев во многом зависят от того, расположен очаг на обособленном предприятии или на одном из юнитов холдинга, уточняет Корнеев. Считаются прямые и косвенные потери — помимо утраты поголовья и работ по его утилизации, предприятия теряют на невозможности производить и реализовывать продукцию, на восстановлении стада и прочее.

Не все опрошенные Forbes эксперты напрямую связывают вспышку птичьего гриппа с удорожанием куриного мяса. Ценовая ситуация, наблюдаемая на рынке мяса птицы в мае 2023 года, связана не только с ветеринарным фоном, считает Корнеев. По его словам, в том, что мясо растет в цене, виноваты и некоторые проблемы с оборудованием, которые хоть и не носят драматического характера ввиду возможности поставок в рамках параллельного импорта, но все же влияют на стоимость продукции. «Возможно, мы наблюдаем изменение потребительского тренда, — рассуждает Корнеев. — Нельзя изолированно рассматривать одну группу товаров: если люди стали тратить меньше денег, например, на средства личной гигиены и одежду, отдавая предпочтение продуктам питания, в частности, мясу курицы как источнику самого доступного белка, — это могло повлиять на цены».

Важным фактором мог стать и активный экспорт мяса птицы. 22 мая Национальный союз мясопереработчиков обратился в Минсельхоз с просьбой ограничить поставки за рубеж, так как они поднимают сырье в цене. Авторы обращения оценивали рост цен на тушку цыпленка бройлера в 30% по сравнению с маем 2022 года. А аналитическое агентство AD Libitum в конце мая сообщало о «физической нехватке объемов» тушки и филе бройлера. 


Теги: ветеринария, птицеводство, грипп птиц
Количество показов: 2705
Источник:  https://www.forbes.ru/biznes/490259-zatratnaa-bolezn-kak-v-rossii-protivostoat-grippu-ptic

Возврат к списку


Материалы по теме: